18 лет "тбилисской трагедии": десантники Советской Армии саперными лопатками изрубили участников митинга за независимость Грузии

15 мая 2007, 16:42
С момента разгона советскими солдатами одного из первых митингов в республиках СССР, на котором люди требовали независимости, прошло 18 лет. "Сегодня" ознакомилась с выводами следственной комиссии ЦК КПСС по этому делу и поговорила с командиром Тбилисского гарнизона.

Недавно в Грузии вспоминали события 18-летней давности, когда при помощи саперных лопат, слезоточивого газа и бронетехники был разогнан многотысячный мирный митинг на площади перед Домом правительства. Демонстранты требовали выхода республики из состава СССР. По разным данным тогда погибли от 18 до 21 человека, а сотни участников митинга получили телесные повреждения разной степени тяжести и отравление газом. Западные радиостанции тогда кричали об ужасах, творимых советскими солдатами в отношении мирных жителей. "Сегодня" изучила архивные материалы тех событий, встретилась с участниками трагедии. Очевидцы утверждают, что в этой истории смешаны и явь, и быль.
 
НАКАНУНЕ
 
Началом трагических событий в Закавказье можно считать февраль 1988 года. Карабах. Беженцы… Слезы… Столкновения, примирения, опять обострения, нападения, погромы, трупы, страхи, комендантские часы… Даже землетрясение в Ленинакане не мешало ликовать одним при гибели других. В Грузии в 1988 году активизировались лидеры неформальных объединений, желавшие добиться полной экономической и политической независимости Грузии от Москвы. "В этой сложной политической обстановке руководство республики пытается уйти в сторону от решения вопроса, ни с кем не портить отношения… не принимать решение на применение республиканских сил поддержания порядка, а все свалить на армию", — говорит генерал-полковник Игоря Родионов, командующий войсками Закавказского военного округа (ЗакВО).

27 марта на очередном митинге в Тбилиси неформалами было объявлено о создании новой партии — "Партии национальной независимости Грузии". Главными пунктами ее программы были: упразднение советского строя в Грузии, вывод войск СССР с территории республики и выход из состава Союза, объявление Грузии независимым государством и восстановление парламентской республики. 4 апреля оппозиционеры объявили о начале бессрочного митинга под лозунгами "СССР – тюрьма народов!", "Долой красный Кремль!", "Долой русских оккупантов!", "Долой фашистскую армию!"… В многотысячном митинге приняли участие все слои тбилисского населения — от учеников и учителей, до студентов и рабочих.

РАЗОГНАТЬ, ПОДАВИТЬ, АРЕСТОВАТЬ И СУДИТЬ
 
 Военный Совет убеждал ЦК компартии Грузии, что не следует выводить войска против митингующих. Однако первый секретарь ЦК компартии Грузии Джумбер Патиашвили настоял на своем. Планировали вытеснить митингующих с площади ночью, когда их там было меньше всего — не более 200 человек, объявивших голодовку. Но для начала решили "предупредить" их, организовав демонстрацию военной техники.
Представьте, в городе все сильнее ходят слухи о возможности применения военной силы. И вот утром в небе над Тбилиси пронеслись две эскадрильи военных вертолетов, в полдень по улицам проехали БМП. Правда, они должны были прокатить по проспекту Шота Руставели — прямо перед митингующими, засевшими и залегшими голодающими на проспекте и ступеньках у Дома правительства. Но сторонники независимости справились с боевыми машинами голыми руками: под одну подогнал свою "Волгу" таксист, под другую затолкали "Ниву" гаишников, даже не пытавшихся как-то отстоять казенное имущество, а еще одной арматуриной сломали гусеницу.

Это еще больше накалило обстановку. На центральную площадь города вышли уже 10 тысяч человек. Митингующие забаррикадировали подходы к площади Республики так, что и мышь не проскочит, отобранными у водителей троллейбусами и грузовиками. Транспорт забивался галькой, у них намертво закрывались двери, спускались шины, и такими заграждениями митингующие практически окружили себя, поставив на всех баррикадах дозорные отряды. 700 женщин пришли к дому Патиашвили и "бросили платки" – так по грузинским обычаям ратуют за мир. Но первый секретарь не отменил своего решения. У него был уже готов вариант решения вопроса: разогнать, подавить, арестовать, судить.
 
ОПЕРАЦИЯ
 
Утром 9 апреля к митингующим обратился представитель офицеров и предложил покинуть площадь, предупредив, что в случае продолжения несанкционированного митинга для его пресечения будут использованы войска. Выступил и патриарх-католикос всея Грузии Илия—II, попросивший прекратить митинг, предупредив о реальной опасности. Лидеры же неформалов призвали людей не покидать площадь.

Первыми на площадь въехали четыре бронетранспортера, которых пропустили митингующие, тут же взяв военные машины в кольцо. Затем шли шеренги милиции с командующим войсками ЗакВО Родионовым и начальником оперативного управления войск МВД. По тротуарам двигались десантники с командиром полка и начальник Тбилисского гарнизона Юрий Кузнецов. В резерве оставался еще одни батальон и разведрота, которые должны были следить, чтобы к площади не прорвалось подкрепление митингующим. Когда силовики вплотную подошли к митингующими, началась драка, произошла давка. Народу, который оставался на площади, некуда было деваться.

В какой-то момент слева в рядах милиции появилась брешь и митингующие зашли им в тыл. Тут начали работать саперными лопатами остававшиеся "в запасе" десантники. 17 человек погибли прямо на площади, еще трое скончались в больнице.
 
ВОСПОМИНАНИЯ БЫВШЕГО НАЧАЛЬНИКА ТБИЛИССКОГО ГАРНИЗОНА
 
"Как начальник Тбилисского гарнизона и как первый замкомандующего операцией должен был руководить я, — вспоминает генерал запаса Юрий Кузнецов, тогда возглавлявший Тбилисский гарнизон. — Но в последние часы Министр обороны СССР Дмитрий Язов дал команду, чтобы руководил командующий войсками ЗакВО Родионов. 9 апреля в 3.30 я приехал на площадь Ленина, в это время уже войска подтягивались. Подъехал на бортовых машинах парашютно-десантный полк. Из 1250 милиционеров, которые должны были обеспечивать порядок, было не более 200 человек. Остальные не явились. Работники ГАИ тоже не выполнили свою задачу — не освободили дороги. Мы подогнали два УРАЛа, растащили баррикаду, закрывавшую проход на проспект. Человек 20-25, которые, видимо, охраняли эти завалы, побежали на площадь, где была основная масса людей.

Задача была – вытеснить митингующих с площади перед Домом правительства на площади Республики. Здесь люди могли расходится по улицам и переулкам по домам. Но, как потом выяснилось, лидеры-неформалы заблокировали их и поставили охрану. А людям говорили, что там солдаты ждут, чтобы их убивать...
Я был в 15 метрах от первой линии митингующих. Столкнулись как, знаете, в деревнях — стенка на стенку. Тех, кто не оказывал сопротивления, милицейские шеренги пропускали сквозь свои ряды, в основном это были женщины, и они убегали. Что поразило – когда отступали митингующие, то человек по тридцать "авангарда" неформалов, тех самых подготовленных спортсменов, брались за руки и своей линией как неводом захватывали людей и прямо таки забрасывали на солдат. А те наступали, вытесняли с площади митингующих. На ступеньках Дома правительства сидели и лежали голодающие…И когда оттесняли толпу, заброшенную на солдат "живым неводом", отступать людям приходилось на эти же ступеньки – тут и получилась самая большая давка. Падали друг на друга, и уже не могли встать, потому что напирала лавина следующего потока людей… И все это при самой настоящей драке – митингующие били по солдатам чем попало – дубинками, металлическими трубами, арматуринами, камнями. Те закрывались щитами и размахивали резиновыми дубинками. Непосредственно не видел, что падали окровавленные люди, на моих глазах не гибли. Тех ужасов, о которых на каждом перекрестке кричали – то девушку насквозь проткнули лопатой, кого-то на куски разрубили, кому-то голову раскроили пополам — такого не было. Следствие считает, что из 21 участника митинга, причинение телесных повреждений которым связывается с использованием малых саперных лопаток, собранные доказательства дают основание сделать такой вывод только в отношении 8 человек. Из этого количества двум причинены менее тяжкие телесные повреждения, пяти – легкие с расстройством здоровья и одному — легкие без расстройства здоровья.

ИЗ МАТЕРИАЛОВ СЛЕДСТВЕННОЙ КОМИССИИ
 
"Я находился на газоне перед левой частью Дома правительства, — указано в показаниях следственной комиссии от 1989 года жителя Тбилиси Г.Г. Меквабишвили, которому тогда было 26-лет. — Солдаты вышли цепочкой… Я выбежал на проезжую часть и, как другие, вступил в драку с войсками… Дрался кулаками и ногами: били солдат по щитам, наносили удары по телу. Это были солдаты внутренних войск".

Бывший тогда студентом 4-го курса Политехнического института Д.Ш. Бакрадзе: "Я находился у микрофона в центре у входа в Дом правительства. Солдаты подошли очень быстро и начали вытеснять митингующих… Все наши грузинские мужчины, как львы, встали на защиту народа… Мы просто озверели от увиденного и как могли стали избивать солдат. Часть солдат была окружена нашими, среди которых были спортсмены, занимающиеся каратэ, дзюдо, боксом. Эти ребята достаточно расправились с солдатами. Шла драка на смерть, было много крови пролито… Очень сожалею, что никого из солдат мы не убили…"

Участник голодовки И.О. Коркелия: "Мы, как могли, оказывали сопротивление. Я лично кидал в солдат пустые бутылки из-под "Боржоми". Кто-то из грузинских ребят кинул бутылку в солдата, а попал мне в лицо. Пошла кровь из носа… Вообще я получил как от солдат, так и от своих".
 
Единственный получивший огнестрельное ранение Ш.К. Садоян: "Кто мне причинил ранение, я не знаю. Могу точно сказать, что не военные это сделали, так как их там не было. В том районе, где меня ранили, были только гражданские".

Участница митинга М.Р.Нарушвили: "Среди плотно сжатой массы людей началась паника. Люди не могли сдвинуться с места, так как плотно стояли и начали раскачиваться как волны. Меня выдавило вверх и я не чувствовала землю под ногами. Тут же какой-то парень вылез на плечи демонстрантов и стал идти по их головам, наступил мне на голову. Я смотрела на небо и прощалась с жизнью…Потом я упала на четвереньки, но не на землю, а на уже лежавшую без сознания женщину. Я увидела, что рядом лежали еще три-четыре человека."

Согласно официальным данным, среди погибших — женщины от 15 до 70 лет и трое мужчин — 21 год, 35 и 40 лет. Причинами смерти названы "компрессионная асфиксия", "механическая компрессионная асфиксия", "компрессионная асфиксия, одновременное сдавливание груди и живота", "компрессионная асфиксия при одновременном сдавливании живота". Травмы получили 187 военнослужащих. Списаны как пришедшие в негодность, 251 пластиковый и металлический щиты, 39 бронежилетов, 67 стальных касок, 119 резиновых дубинок.

Через два года после трагедии была провозглашена независимость Грузии.