20 лет обстрела танками парламента в России: цитаты очевидцев

4 октября 2013, 09:57
Что говорили в 1993 году очевидцы и участники кровавых событий

Фото AFP

Реклама

Двадцать лет назад в России по сути произошел вооруженный переворот. Спустя два десятилетия оценочные суждения многих участников и очевидцев этого действа изменились.

Лия Ахеджакова, актриса

 "Что же это за проклятая Конституция?! Ведь по этой Конституции сажали людей в тюрьмы. Теперь в эту Конституцию пишут поправки, и главное, что в этих поправках, — привилегии. И сейчас за эту Конституцию, в которую уже вписаны, воткнуты их привилегии, они убивают людей. Я не знаю, что сейчас будет, если там сто тысяч людей. А где наша армия?! Почему она нас не защищает от этой проклятой Конституции?! А мне ещё говорят: легитимно, нелегитимно… Друзья мои! Проснитесь! Не спите! Сегодня ночью решается судьба несчастной России, нашей несчастной Родины. Наша несчастная Родина в опасности! Не спите! Нам грозят страшные вещи. Опять придут коммунисты!"

Реклама

Геннадий Хазанов, актер

„Пусть я не оригинален, но нет большей цены, чем человеческая жизнь, какими бы лозунгами не прикрывались те, кто посылает людей на смерть. Нет таких целей. Мне бы хотелось обратиться к тем, кто чувствует себя причастным к данным событиям как защитник народа: „Вас просто используют как пушечное мясо, о котором забудут через две секунды".

Виктор Черномырдин, председатель Совета Министров правительства РФ

Реклама

„Это же нелюди, зверье! Никаких переговоров!.. Надо перебить эту банду".

Борис Немцов, губернатор Нижегородской области

"Дави, дави, Виктор Степанович, времени нет. Уничтожайте их!"

Павел Грачев, министр обороны РФ

„Я еще раз заявляю, что вооруженные силы, в соответствии с военной доктриной, одобренной командующими, никогда не выступят против своего народа. Мы не допустим ввода вооруженных сил в Москву. Наши командующие, которым предлагается втянуть войска в Москву, прекрасно знают, что это такое, и никогда не пойдут на это".

Никита Джигурда, актер

„Пытались мирно договориться с депутатами, они требовали выкуп. Не потому, что они борются за ваши блага — они борются за свои блага. Они затребовали по миллиону долларов каждый: получим по миллиону долларов, и уйдём".

Григорий Явлинский, зампред Комитета по оперативному управлению народным хозяйством СССР

„Необходимо применить все силы правопорядка для подавления фашиствующих, экстремистских, бандитских формирований, собранных под эгидой Белого Дома. Если этих сил будет недостаточно, необходимо рассмотреть вопрос об использовании регулярных вооруженных сил".

Борис Федоров, министр финансов

 "Решение атаковать было абсолютно верным... Если бы выдали мне автомат, то я бы пошел расстреливать его сам (председателя Верховного Совета Р.Хасбулатова)"

Василий Аксенов, писатель

„Этих сволочей надо было стрелять. Если бы я был в Москве, то тоже подписал бы это письмо в „Известиях".

Борис Ельцин, президент России

„Ельцин не ищет для себя каких-то выгод, не борется за свое кресло. Он борется за Россию, за возрождение России. Только одна эта цель, больше никаких".

Владимир Булгак, министр связи

"Анализируя ситуацию мы пришли к выводу, что нужно не полумерами обходиться, а принимать нормальные меры... поэтому мы приняли решение отключить Белый дом и от московской сети. Выход на междугородку не решал проблему в целом. Можно было выйти из Белого дома и звонить куда хочешь или звонить, не выходя из Белого Дома, приятелю, а тот мог звонить куда хотел. ... Правда, пришлось отключить и рядом расположенные к Белому дому кварталы, которые работали через ту же телефонную станцию".

Из рекомендации, данной на совещании в Администрации президента РФ

„Необходимо постепенно гасить интерес телезрителей к событиям у Белого дома. У широкой публики должно создаться впечатление об обитателях Белого дома, как людях, оставшихся в отцепленном вагоне ушедшего поезда. ...Трансформировать образ Руслана Хасбулатова в образ Сажи Умалатовой. На первый план должны выйти позитивные действия Президента и правительства, сообщения с мест".

Джохар Дудаев, президент Чеченской Республики Ичкерия

 "Правительство Чеченской Республики одобряет Ваши действия по подавлению коммунистическо-фашистского мятежа в Москве, имевшего своей целью захватить власть в России и потопить в крови демократию… В этот суровый час, когда решается судьба России, мы ещё раз хотим заверить Вас, что мы готовы помочь в любой момент всеми средствами, которыми располагаем".

Напомним, в октябре 1993 года в России противостояние президента и депутатов переросло в локальный военный конфликт.

Борис Ельцин вопреки Конституции решил распустить обе палаты парламента.  Депутаты обвинили Ельцина в перевороте и отказались прекращать работу. Переломным моментом стало нападение на Останкино 3 октября сторонниками Верховного Совета. Они требовали предоставления эфира. Мирный поначалу митинг перерос в попытку силового захвата. Погибли более 40 человек с обеих сторон. На следующее утро начался штурм Белого Дома, где забаррикадировались сторонники Хасбулатова и Руцкого. Здание обстреляли танками. Начался штурм здания бойцами спецподразделений Альфы и Вымпела, но вооруженные сторонники депутатов открыли ответный огонь из автоматов.

До сих пор нет точных официальных данных, сколько человек погибли: разные источники приводят цифру от 120 до 157.