20 лет войны в Сомали: борьба за ресурсы

24 июня 2011, 07:32
Побывав в Сомали, корреспонденты "Сегодня" выяснили: развитые страны разорвали это государство на части, чтобы получить доступ к нефти и газу.

Могадишо. Если бы Европа отступилась, там наступил бы мир. Фото: С. Николаев

В четверг, 23-го июня, мы опубликовали первую часть репортажа наших корреспондентов из Могадишо — столицы Сомали. А сегодня печатаем его продолжение. Напомним, что журналистам удалось не только побывать в городе, где идут военные действия между поддерживающими Переходное правительство войсками Африканского Союза и боевиками исламской радикальной организации "Аль-Шабаб", но и проникнуть на закрытую базу ООН, куда представителей СМИ не пускают. Увидев все своими глазами, они попытались найти ответ на непростой вопрос о том, почему Сомали на долгих два десятилетия увязла в междоусобной войне.

Фотогалерея: Сомалийцы живут в руинах, а на базу ООН не пускают местных

Реклама

ПОЧЕМУ РАЗВИТЫЕ СТРАНЫ ЗАПАДА ВВЯЗАЛИСЬ В ВОЙНУ ЗА СОМАЛИ?

Побывав в Сомали, мы задались простым вопросом: почему ООН не обращает внимания на мнение простых людей и смотрит сквозь пальцы на беспредел в Переходном правительстве? Напомним, что когда мы были в Могадишо, там начались народные волнения. Люди обвинили руководство страны в коррупции, попытках привести к власти членов своих кланов и растрате средств Международного сообщества. Возможно, кому-то в Европе выгодно, чтобы междоусобицы в Сомали не прекращались? Ведь в противном случае ООН занимала бы другую позицию. И уж тем более не вкладывала столько средств в Переходное Правительство, которое не в состоянии навести порядок в стране. Ярким подтверждением чего является тот факт, что сегодня официальные власти контролируют лишь несколько центральных районов когда-то единого государства, а также 9 из 16 районов Могадишо. В то же время на Юге хозяйничает исламистская террористическая организация "Аль-Шабаб", на Севере находится непризнанная Республика Сомалиленд, а на Востоке — самопровозглашенная автономия Пунтленд, вотчина корсаров.

Читайте также: Сомали: черная дыра Африки

Реклама

Вероятный ответ на этот вопрос мы получили немного позже. Согласно широко распространенной в Сомали версии, все дело в том, что развитые страны Запада ведут негласную борьбу за контроль над этой страной.

Читайте также Сомалийский пират Салим: "С выкупа мы получаем лишь $300"

— За каждым крупным кланом стоит влиятельное европейское государство, которое надеется привести к власти подвластное ему племя, а потом его руками управлять государством, — утверждает один из сотрудников местных спецслужб. — Вот далеко не полный список государств, участвующих в борьбе за нашу страну: Италия, Британия, Канада, Франция… Зачем им это нужно? Есть две основные причины. Во-первых, у европейцев имеется геополитический интерес. Не забывайте: Аденский залив — это морской коридор, по которому идут в Европу танкеры с "черным золотом" из Саудовской Аравии.

Реклама

Соответственно, тот, кто его контролирует, автоматически становится одним из самых влиятельных игроков на мировой арене. Во-вторых, европейцы стремятся получить доступ к ресурсам Сомали. Мало кто знает, что крупные "кладовые" нефти (причем, пока не разработанные!) есть и в нашей стране. Не говоря уже о богатых месторождениях редких руд. А это значит, что победившее в драке европейское государство сможет получать топливо за копейки. На пороге грядущего энергетического кризиса, который, по прогнозам экспертов, может начаться ближайшие десятилетия, это немаловажно...

Конечно, доказательств сказанному у нас нет. Но эту скандальную версию нам подтвердили и международные эксперты в Найроби (Кения).

— Для того чтобы достичь своей цели, развитые страны Запада отправляют в Могадишо своих агентов, — говорят они. — Как правило, это бывшие или действующие сотрудники спецслужб, которые работают здесь от имени различных компаний, заключивших контракт с ООН на предоставление гуманитарной помощи. Либо занимаются ремонтом аэропорта, дорог и восстановлением разрушенных во время войны зданий административных учреждений. А попутно решают другие вопросы…

Возможно ли, что именно этих людей мы и видели на базе ООН? В том самом блоке, где проживают "контрактники"? Можно предположить, что — да. Но утверждать наверняка мы, конечно, ничего не можем. Кстати, были среди них и русские. С выправкой настоящих полковников и колючими пронзительными глазами сотрудников служб безопасности.

— Задача агентов — непростая, — продолжает эксперт. — Во-первых, они осуществляют негласное финансирование лидеров племен. Во-вторых, сталкивают семьи лбами. Проще говоря, делают все возможное, чтобы к власти не пришли кланы, которые пользуются поддержкой других европейский стран. Причем происходит все это уже не один год…

Немаловажную роль в битве за ресурсы играют и сомалийцы, которые получили убежище в Западной Европе. По непроверенным данным, за шенгенский паспорт большинство из них расплачивается до сих пор, выполняя поручения спецслужб. Для чего частенько приезжает на родину к оставшимся там членам своих кланов. И оказываются замешанными в столкновениях между племенами.

Впрочем, все сказанное выше — лишь версия, пусть и объясняющая позицию ООН по отношению к Сомали. Ясно также, что ни одна страна мира никогда не признается в том, что данное предположение соответствует действительности.

ПОЧЕМУ АФРИКАНСКИЙ СОЮЗ НЕ МОЖЕТ СПРАВИТЬСЯ С "АЛЬ-ШАБАБОМ"?


Палатки АU. Африканские солдаты не могут победить "Аль-Шабаб" . Фото: С. Николаев

Впрочем, нельзя сбрасывать со счетов и самого весомого игрока на мировой геополитической арене — США. После того как в 1993 году американский спецназ потерпел поражение во время столкновения с войсками генерала Айдида (об этом мы рассказывали в первой части репортажа из Сомали), весь миротворческий контингент покинул погрязшую в междоусобицах страну. Но это отнюдь не означает, что Америка прекратила попытки оказывать влияние на ситуацию. По мнению экспертов, она преследует те же цели, что и Европейские государства: не допустить объединения страны под началом одного руководства, и не жалеет на это ни сил, ни ресурсов. Тем более что в провинции Огаден (бывшая территория Сомали, а ныне — сомалийский анклав в дружественной США Эфиопии) находятся крупные и неразработанные месторождения голубого топлива, и Штаты совсем не заинтересованы в том, чтобы сомалийцы "стали на ноги" и предъявили претензии на эти земли.

— В середине 2000-х годов в Сомали была предпринята попытка стабилизировать ситуацию с помощью Союза Исламских судов и законов Шариата, — рассказал нам один из специалистов-международников, который долгое время проживал в Могадишо, а последние 2 года обитает в Найроби. — Эти начинания активно поддерживала (в том числе и финансово) Саудовская Аравия, в результате чего удалось добиться определенных положительных результатов — исламисты наводили порядок, пытались покончить с междуусобицей. Но такое положение вещей, судя по всему, не устраивало Штаты. Весной 2006 года Могадишо стал ареной боевых действий между исламистами и проамериканскими полевыми командирами из Контртеррористического Альянса за Возрождение Мира. А затем в конфликт вмешалась проамериканская Эфиопия. Ее войска и разбили боевиков Союза Исламских судов.

После этих событий Союз Исламских судов распался, а на его осколках образовалось радикальное движение "Аль-Шабаб". Примечательно, что, по мнению ряда экспертов, финансируют его Соединенные Штаты Америки. Так же, как когда-то, по слухам, они поддерживали в Афганистане "Талибан".

Косвенным подтверждением чего является тот факт, что, по данным местной полиции, большинство терактов в Могадишо совершают сомалийцы с паспортом гражданина США.

Впрочем, на официальном уровне Штаты внесли "Аль-Шабаб" в список международных террористических организаций. И утверждать, что наша версия достоверна, мы не можем. В то же время, если взять ее за основу, становится понятно, почему военные силы Африканского союза в Сомали до сих пор не могут справиться с террористами, а на месте одного убитого тут же появляются еще трое. По слухам, вербовка новых членов "Аль-Шабаба" сейчас активно идет в Кении, Уганде и Бурунди. И платят им все те же Штаты.

— Лично мне только за вступление в ряды этой организации предлагали сразу 10 тысяч долларов США, а потом еще и ежемесячную зарплату в размере 2—3 тысяч "зеленых", — поделился с нами молодой и накачанный таксист в Найроби. — Но я сразу отказался. Хочу окончить университет, в котором сейчас учусь, а не воевать, и нормально жить. В то же время надо понимать, что большинство африканцев — невероятно нищие люди, и ради таких огромных денег они готовы на все, даже отказаться от христианства и принять ислам.

— Возможно, я вас удивлю, но до 2000-х годов ислам был распространен в Сомали далеко не так широко, как сегодня, — подчеркивает эксперт. — По большому счету, ярые мусульмане жили только на побережье. Почему? Не секрет, что вплоть до 1977-го года руководство Сомали заявляло о том, что строит социалистическое общество, а также активно сотрудничало с СССР. А Советский Союз, как известно, проповедовал атеизм. Так что не заблуждайтесь. Активная исламизация Сомали началась только в последние два-три десятилетия. Увы. В наше время религиозные культы весьма активно используют в качестве оружия для достижения политических целей.

Выходит, что если бы развитые страны оставили Сомали в покое, там уже давно наступил бы мир. Но этого, видимо, не произойдет. Слишком уж много сил заинтересовано в том, чтобы ситуация в этой стране не менялась.

ЧТО ТАКОЕ "АЛЬ-ШАБАБ"

"Аль-Шабаб" возникла на осколках "Союза Исламских Судов", который был создан в Сомали в середине 2000-х годов, смог захватить власть в Могадишо и планировал объединить всю страну. Но США обвинили эту организацию в тесных связях с "Аль-Каидой". После чего в Сомали вошли войска Эфиопии и разбили военных "СИС". По словам американских политиков, сегодня "Аль-Шабаб" также поддерживает связь с международным терроризмом. Но большинство аналитиков считают эту версию безосновательной. Хотя и не отрицают, что среди радикалов есть боевики, участвовавшие в войне в Афганистане и Чечне. Напомним также, что 11 июля 2010 года сомалийские исламисты взяли на себя ответственность за взрывы на стадионе в Кампале (Уганда) во время Кубка мира по футболу, которые унесли жизни 70-ти человек. Руководит этой организацией Аден Хаши Фарах, известный по прозвищу "Айро". По данным спецслужб, он лично причастен к убийству 4 сотрудников Красного Креста и 10-ти сомалийцев, которые сотрудничали с антитеррористическими структурами.