70 лет жизни на передовой: репортаж с "Керем Шалом", КПП для грузоперевозок между Израилем и сектором Газа

10 февраля 2018, 10:00
"Сегодня" посмотрела, как живут в регионе, подверженном ракетным обстрелам и нападениям ИГ

Дорога жизни. Фура с палестинским водителем движется в сторону сектора Газа под прицелом дистанционно управляемого пулемета вышки "Вижу — стреляю". Фото: автора статьи

29 ноября 1947 года Генассамблея ООН приняла резолюцию 181 (II) по плану раздела Палестины, находившейся в то время под британским мандатом, на еврейское и арабское государства. Спустя 70 лет этого не произошло — на политической карте мира есть только государство Израиль. В результате существует ближневосточный конфликт, конца которому не видно.

"Мы живем в окружении врагов", — это первое, что обычно слышишь от израильтян при обсуждении внешней политики их государства. И они прекрасно отдают себе отчет, что жить, рожать и растить детей в таком положении придется еще не одно десятилетие. А посему не подвергают сомнению тот факт, что на оборону необходимо выделять ежегодно до 6% ВВП, или около $17 млрд (по данным Стокгольмского института исследования проблем мира).
КПП. Местоположение Израиля на Ближнем Востоке выглядит так: на севере страна граничит с Ливаном, на северо-востоке — с Сирией, на востоке — с Иорданией и Палестинской автономией, на юго-западе — с Египтом и сектором Газа. Мирный договор у израильтян заключен лишь с Иорданией в 1994 году и Египтом — в 1979 году при спонсорстве США, которые за его подписание предоставили многомиллиардную помощь двум странам. С остальных государств и территорий периодически в Израиль залетают ракеты разной мощности. И пограничные пункты здесь ориентированы не на радушную встречу долгожданных туристов, а на предотвращение в первую очередь терактов. Самым укрепленным является КПП "Керем Шалом" — один из двух работающих КПП, предназначенных только для грузоперевозок между Израилем и сектором Газа.

Реклама

"Сегодня" побывала на "Керем Шалом".

"Мы находимся в лучшем регионе мира, в кавычках, конечно, — с такой фразы директор КПП Ами Шакеда начал знакомить нас с жизнью на Синайском полуострове, часть которого контролирует джихадистская группировка "Исламское государство", а сектор Газа находится под властью исламистского движения ХАМАС. —­­­­ В 2008 году КПП был полностью разрушен в результате трех терактов ХАМАС. Не раз за последние десять лет приходилось работать под огнем. В 2012 году сюда попытались прорваться "игиловцы", убив 16 египетских полицейских и захватив их БТР. Здесь в 2006 году был похищен солдат ЦАХАЛ Гилад Шалит, за свободу которого в 2011-м мы отпустили 1027 палестинских преступников. Были дни, когда по 38 ракет падало на нашу территорию, но уже через полчаса после обстрела мы работали. А сейчас самая большая проблема — снайперы. В этой безумной ситуации мы должны отправлять товары несчастным 2 млн жителям оккупированной Газы. Жизнь у них совершенно непростая. Электричество и горючее могут поступать только через Махмуда Аббаса (руководитель Палестинской автономии. — Авт.), КПП с арабскими странами закрыты. "Керем Шалом" — единственные ворота в Газу, потому что свой КПП с ними власти Египта решили закрыть".

"В Газе все летает и взрывается", — говорит Шакеда.

Существует очень обширный список того, что нельзя поставлять в сектор. В частности, товары двойного назначения, в том числе трубы, из которых можно сделать неуправляемые ракеты "Кассам". Долгое время нельзя было поставлять цемент, который мог идти на строительство подземных тоннелей. Но попытки ввоза запрещенного товара предпринимаются. Нам продемонстрировали желтые домашние угги, внутри которых находились берцы. В последнее время часто стали попадаться детали для изготовления дронов, не оставляют попытки переправить компоненты ракетного топлива.

Реклама

"Керем Шалом". Несколько раз этот КПП был разрушен в результате терактов

Территория КПП разбита на несколько секций, построенных из бетонных блоков 8-метровой высоты. В каждом под присмотром вооруженных автоматами солдат, находящихся на посту в отдельной "коробке" из бетонных блоков, досматривают определенный вид товара. С доставившей с израильской территории на КПП машины выгружается весь груз, а сам транспорт уезжает обратно.

Затем товар проходит проверку при помощи служебных собак, которых ни при каких условиях нельзя фотографировать. Их не видят посторонние, в частности, палестинские водители — по территории КПП псов возят в пикапах под кондиционером.

Реклама

Директор, который для демонстрации навыков собак засовывает свой пистолет между мешками с цементом, бросил фразу: "Наши питомцы живут здесь в лучших условиях, чем мы. Летом у нас здесь более +40 °С".

К слову, овчарка при первом же подходе к блоку с цементом и пистолетом унюхала запретную вещь.

Топливо. Горючку перекачивают под 8-метровым забором

На территорию сектора Газа товар доставляется палестинскими фурами. При подъезде к воротам КПП водитель должен поднять кузов до упора, демонстрируя, что там пусто. Оставив кузов в таком положении, водитель должен выйти и показать израильскому солдату, находящемуся за стенами бетонного укрытия, которое может выдержать взрыв в несколько килотонн, что на теле у него нет взрывного устройства, а за пазухой или в кармане нет оружия.

"Мы можем знать друг друга годами, шутить, интересоваться, как растут дети, но пока водитель оттуда не пройдет проверку, я не пожму ему руки", — говорит Шакеда, трижды перенесший ранения.

Вышедшие при нас из грузовиков двое водителей сначала направились к Шакеда. Видно было, что они знают друг друга. Но директор направил их на проверку.
Чтобы поддержать экономику анклава, власти Израиля разрешили палестинцам продавать сельскохозяйственную продукцию, текстиль, столярные изделия и металлоломом. Но прежде чем это окажется на еврейской территории, фура должна пройти сканировку в блоке с рентгеновской установкой. С территории сектора транспорт загоняется в этот блок, водитель затем возвращается за ворота, и лишь после сканировки идет разгрузка.

"То, что должно взорваться, тут и взрывается", — говорит Шакеда, отмечая, что на эту установку власти потратили $1,5 млн.

Рядом находится бокс для перегона горючего. Цистерны в основном с дешевым мазутом, дизтопливом или газом тоже не пересекают границу — прошедшее сначала проверку в суперсовременной лаборатории КПП топливо через трубы, проложенные под бетонным забором, перегоняется с израильской цистерны в палестинскую. При этом цистерны стоят друг от друга на расстоянии 500 м.

Такие меры предосторожности были введены после того, как с территории сектора было предпринято несколько попыток обстрела своей же цистерны, чтобы при взрыве причинить максимальный ущерб КПП.

"Не хочу умирать раньше времени", — сказал нам газовый техник Ави, который руководит сливом содержимого из цистерны.

Процедура. Проверка каждой машины

Мошав: "Ракеты сыпались каждый день"

Никого уже не удивишь наличием в домах израильтян комнаты без окон, спрятанной за массивной бетонной стеной, куда домочадцы бегут в случае опасности. Как живут под постоянным воем сирен воздушной тревоги, "Сегодня" увидела в мошаве (вид сельских населенных пунктов в Израиле по типу кооператива) Netiv HaAsara, что в переводе "Путь десятерых". Поселение было так названо в память о погибшем в 1972 году недалеко отсюда экипаже разбившегося вертолета ЦАХАЛ.

Мошав был заложен в 1982 году на Синайском полуострове непосредственно в секторе Газа, но в 2005 году был эвакуирован оттуда по плану правительства Ариэля Шарона об одностороннем размежевании с сектором. Сегодня этот мошав находится в 300 метрах от сектора Газа, и большинство неуправляемых реактивных снарядов "Кассам" падают именно сюда. На встречу с нами учитель английского языка местной школы захватила именно такой "подарок".

"70 семей переехали сюда и снова занялись сельским хозяйством. Сразу были хорошие отношения с населением Газы, между нами не было никаких границ. Многие палестинцы у нас работали, одновременно получив возможность изучать современные способы ведения сельского хозяйства и внедряли их у себя, что позволило им даже наладить экспорт, — рассказывает "Сегодня" учительница. — У нас до сих пор сохранились хорошие отношения с палестинцами, которые у нас работали. Но мы не можем контактировать с ними. Были попытки пообщаться по телефону или по скайпу, но связь очень быстро прерывалась.

В конечном итоге из-за ХАМАСа отношения ухудшились. Это движение превратилось в террористическую группировку, и теперь Израиль постоянно подвергается нападениям. Во время последней войны три лета назад ракеты сыпались из сектора Газа каждый день. Выстреливали по нашей территории с кузова грузовика без какого-либо предупреждения! Десятками сыпались ракеты из труб, начиненных гвоздями, битым стеклом… Обстреливали рано утром, когда дети шли в школу, и в обед, когда они возвращались. Мы сутками боялись выходить из убежищ".

Тогда погибли трое жителей Netiv HaAsara, а весь поселок был практически разрушен. Сейчас, когда ВС Израиля поставили на вооружение уникальную систему ПВО "Железный купол", способный перехватывать неуправляемые тактические ракеты дальностью полета от 4 до 70 км, над поселком нависла другая угроза.

"Недавно был обнаружен подземный тоннель. Он вел из Газы в наш район. Дорыли на расстояние буквально четырех минут отсюда. Нам очень повезло, что его обнаружили. Это нас шокировало. Это был очень глубокий и широкий тоннель, по которому вооруженные боевики могли проникнуть в мошав, напасть на нас, когда мы спим, или на жителей трех ближайших кибуцев. Возможно, чтобы взять заложников и отвезти в Газу, а затем шантажировать наши власти", — рассказывает учительница.

Не исключено, что обнаружить тоннель удалось благодаря специальным сенсорам, недавно изобретенным израильскими учеными. Они способны улавливать вибрацию земли при подземных работах.

Через два дня после того, как мы с холма мемориала "Черная стрела" в память о погибшем экипаже вертолета наблюдали за Газой, спецназ ЦАХАЛ подорвал в этом районе очередной крупный тоннель.

Netiv HaAsara. Нас встретили со снарядом "Кассам"

МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ. Еще на подъезде к Netiv HaAsara, огороженном от всего мира двойным забором из сетки с колючей проволокой и датчиками движения, было заметно, что это далеко не курорт, хотя кругом буйно цвели тропические растения и недалеко море. Бросилась в глаза необычная конструкция остановок общественного транспорта. Это бетонная коробка без окон, куда люди должны заскочить на первых секундах срабатывания сирен воздушной тревоги.

"В нашем распоряжении 15 секунд, чтобы добежать до бомбоубежища, — рассказала нам жительница мошава. — В каждом доме есть такие комнаты, в каждом нашем административном здании есть убежища. Для нас ничего необычного в этом уже нет, это повседневная жизнь".

На территории мошава самым укрепленным является детский садик: чтобы родители не бежали спасать детей, а спасались вместе с ними. В центре поселка, где сегодня проживает 250 семей (850 человек), находится наблюдательный пункт с десятком сирен, которые и разносят на всю округу сигнал об опасности. Мошав закреплен за армейским патрулем, который реагирует на сработавшие датчики движения внешнего забора.

Остановка. Сюда надо заскочить, как только послышится вой сирены

Территория за забором контролируется при помощи видеонаблюдения, установленного на висящих высоко над землей (300—500 м) дирижаблях. Говорят, они держат под контролем территорию диаметром 60 км, и при въезде в зону их покрытия лазерная аппаратура быстро считывает номер любого автомобиля, который тут же пробивается по базам данных.

Эти же дирижабли контролируют происходящее в секторе Газа, который в 2007 году был взят в блокаду в ответ на волну постоянных ракетных и минометных обстрелов израильских территорий из сектора. По всей границе сектора Газа с Израилем, местами представляющей собой 8-метровый бетонный забор, израильтяне создали буферную зону. В районе КПП на охране этой зоны стоят бетонные вышки с дистанционно управляемым пулеметом внутри, которые именуются в армии "Вижу-стреляю".

Как рассказали нам местные жители, на иврите это название имеет только женский род. И это оправдано тем, что за пультом управления этой установки сидят исключительно женщины.

"Солдат должен не отрываясь смотреть в монитор, одновременно слышать несколько команд и принять правильное решение — стрелять или не стрелять. И сделать это за несколько секунд. А как известно, именно женщины лучше всего могут делать несколько дел одновременно", — пояснили нам.

Прощаясь, мы спрашивали израильтян: когда же в этом регионе наступит мир.

"Мы — за идею и они — за идею. Кто победит — покажет время. Конфликт на века. Но пока перевес на нашей стороне, — ответил директор КПП "Керем Шалом" Ами Шакеда. — Мы не знаем, в каком направлении движется Газа. Худший вариант, если ХАМАС уйдет, палестинское руководство по каким-то причинам не возьмет на себя управлением сектором, и тогда в регионе образуется вакуум. Тогда здесь будет Сомали. Мы должны быть готовы к тому, что ХАМАС снимет с себя ответственность и находящиеся внутри анклава террористические группировки возобновят обстрелы Израиля".

Эскалацию конфликта долго ждать не пришлось: в ответ на решение президента США Дональда Трампа признать Иерусалим исключительно столицей Израиля палестинцы вновь возобновили обстрелы. И под удар попал Netiv HaAsara...

Граница. Восьмиметровая стена разделяет два народа одного государства


Редакция "Сегодня" благодарит МИД Израиля за организацию встреч с героями материала.