Что ждет Венесуэлу после смерти Чавеса?

12 марта 2013, 04:00
Президентские выборы покажут, останется ли Каракас среди противников США, либо западный мир получит более сговорчивого латиноамериканского лидера.

В Венесуэле, обладающей вторым по величине запасом нефти в мире, началась, пожалуй, самая ожесточенная политическая борьба этого года. Она определит, останется ли Каракас среди противников США и продолжит идти дорогой чавизма (против капитализма и внешней политики США), либо западный мир получит более сговорчивого латиноамериканского лидера. Накануне было объявлено, что 14 апреля в стране пройдут досрочные президентские выборы. Основные соперники — и.о. главы государства Николас Мадуро, который называет себя преемником покойного Уго Чавеса, и единый кандидат от оппозиции Энрике Каприлес, который считает, что обошел Чавеса во время прошлогодних выборов (набрал 40%), но его победу украли власти. Сможет ли преемник лидера боливарианской революции обойти Каприлеса при условии прозрачных выборов, пока сказать никто не может.

Соперники уже обменялись "любезностями". Мадуро назвал Каприлеса "господином, вернувшимся из Нью-Йорка", намекая на то, что оппозиционер является человеком США. Каприлес обвинил Мадуро во лжи о болезни и смерти Чавеса и в использовании его ухода в политцелях. "Кто знает, когда на самом деле умер Чавес? Власти стремились выиграть время, чтобы Николас мог подготовиться к выборам", — заявил Каприлес в воскресенье, поставив под сомнения официальную версию смерти Чавеса в госпитале Каракаса 5 марта.
ВЕРСИИ. Первым о том, что Уго умер на Кубе 31 декабря, заявил в конце февраля экс-посол Панамы Гильермо Кочес. На днях испанская газета АВС со ссылкой на военные источники сообщила, что Чавес умер на Кубе, а пока его тело готовили к отправке домой, была организована траурная процессия по улицам Каракаса с пустым гробом. Именно поэтому высокопоставленные зарубежные гости, как-то: белорусский президент Александр Лукашенко с сыном Николаем, иранский лидер Махмуд Ахмадинежад и другие, — стояли в почетном карауле у закрытого гроба 8 марта, а уже через день народ прощался с Чавесом, лежавшим под стеклянной крышкой. По данным АВС, замена гроба произошла во время небольшой паузы в телетрансляции из Военной академии, которая длилась все это время, под предлогом, что гроб после процессии нужно "привести в порядок": убрать цветы и предметы, оставленные прощавшимися, и поправить флаг.

Реклама

ДВА ЛАГЕРЯ. После смерти Чавеса венесуэльское общество оказалось расколотым на два лагеря. Сторонники продолжения курса Чавеса ставят ему в заслугу достижения в социальной политике (уровень нищеты сократился с 52 до 32%), медицина и образование стали доступны для самых бедных слоев населения, страна избавилась от зависимости от МВФ. "Если бы ты побывал в моем родном поселке, то увидел бы, как изменилась жизнь, — горячо заявил журналистам РИА "Новости" венесуэлец, пять часов стоявший в очереди, чтобы попрощаться с Уго. — Если бы не Чавес, разве появилась бы новая школа в моем районе? Чавес дал нам возможность поступать в университет. Безусловно, я буду — мы все будем — голосовать за Мадуро. В нем продолжение нашего президента Чавеса!"

Противники обвиняют правящий режим в абсолютной концентрации власти, в высоком уровне коррупции, инфляции и дефицита, в создании препон для бизнеса и в том, что Каракас превратился в город с высочайшим уровнем смертности и преступности. "Да, бензин нам, можно сказать, власти дарят. Только вот толку? — рассказал житель Каракаса. — Машину ты купить не сможешь. Чтобы приобрести ее, надо вставать в очередь, ждать год, платить взятки и в магазине, и на заводе. Просто правительство вдруг решило, что все новые машины должны идти только чиновникам и в армию. Зато появилось много дешевых мотоциклов. И вы не представляете, сколько стало грабежей, совершенных "моторисадос". Меня грабили 4 раза, просто останавливали и под угрозой пистолета отнимали все и у меня, и у моих клиентов".