Оскароносный чешский режиссер Иржи Менцель: "Во мне тоже сидит Дон Жуан"

16 июля 2013, 10:29
Режиссер признался, что снимал фильмы для матери и ждал одобрения отца

Иржи Менцеля называют классиком чешского кинематографа. Фото: А. Жуков

Классик чешского кинематографа Иржи Менцель привез на Международный Одесский фестиваль свою дебютную ленту — военную драму "Поезда под пристальным наблюдением", за которую в далеком 1966 году получил "Оскара" в номинации "Лучший иностранный фильм". За день до показа режиссер поделился своими соображениями о реалиях кинематографа. 

— Вы сейчас работаете над новым фильмом — "Дон Жуан", не много ли в вашем творчестве этих мотивов?

Реклама

— Нет. Я вас поправлю, моя работа называется "Донжуаны". Это лента не об одном каком-то конкретном человеке, а о мужчинах в целом. В каждом из нас есть этот герой, в каждом мальчике, мужчине и в каждом дедушке сидит такой Дон Жуан. И во мне тоже.

— Вы снимаете умное, глубокое кино, которое не всегда принималось системой, в Чехословакии ваши работы даже находились под запретом. В современном обществе, на ваш взгляд, есть место людям с подобными принципами, могут ли они стать успешными сейчас?

— Именно так всегда было и будет в дальнейшем. Фильмы нужно создавать не только для себя и удовлетворения своих амбиций. Киноленты создаются, прежде всего, для зрителей, но делать это нелегко. Сейчас множество фильмов, созданных дешевым путем и наполненных дешевыми мыслями. Коль уж вы взялись за кинопроизводство, то не оскорбляйте зрителя дешевыми мыслями. Я всегда придерживался этого правила.  

Реклама

— Для кого вы снимаете? Ведь некоторые из ваших работы достаточно сложны для восприятия?

— Моя мама была портнихой, шила одежду для женщин, а отец был интеллектуалом, очень образованным человеком. Еще в вузе я для себя решил снимать такие фильмы, которые будет понимать моя мама, но за которые мне никогда не будет стыдно перед моим отцом. 

— В Украине, да и во всем бывшем СССР люди мало знакомы с современным чешским кино, равно как и чешский зритель не знает, что снимают у нас. Почему?

Реклама

— Думаю, дело в том, что все привыкли к низкосортной американской продукции. У нас в Чехии множество потрясающих детских сказок, фильмов для детей. А самый популярный фильм в нашей стране — "Морозко" (киностудия им. Горького, 1966 год. — Авт.), его знают и смотрели абсолютно все.

— Как вы относитесь к тому, что в киноклубах ваши фильмы показывают бесплатно?

— Я ничего не могу с этим поделать. Большинство моих фильмов снято без авторской лицензии. Композитор, писавший музыку к этому фильму, стал колоссально богат, а я беден.

— Как изменился зритель?

— Из-за насилия в кино зритель жаждет острых ощущений, стал более циничным и суровым. Когда-то "Бонни и Клайд" всех потряс, его обсуждали, а теперь он "слишком слаб".

— Какие бы вы загадали три желания, если бы вдруг получили такую возможность?

— Я хотел бы стать более образованным и чтобы мною нельзя было бы так легко манипулировать. Наши дедушки были крепостными или подданными, зависели от какого-то пана и боялись принимать самостоятельные решения. Это остается в нас. Именно поэтому современный человек нерешительный и несамостоятельный, все время надеется на тех, кто "наверху". Чтобы воспитать в себе уверенность и решительность, нужно много внимания уделить образованию.  

От диссидентства до артхаусного кино

Имя: Иржи Менцель

Родился: 23.02.1938 в Праге (Чехия)

Иржи Менцеля называют классиком чешского кинематографа. Когда он был студентом отделения кинорежиссуры, преподаватели прочили ему большое будущее и первый же его полный метр "Поезда под пристальным наблюдением" принес ему мировую славу, а заодно и "Оскара" Американской киноакадемии. После оглушительного взлета последовало не менее громкое падение — за жесткую сатиру и отказ вступать в партию он попал в опалу в Чехословакии, а отснятые им ленты подверглись цензуре и оказались под запретом. Вновь нормально работать он смог лишь в начале 1990-х. Именно ему принадлежит фильм "Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина", за который он получил золотую медаль Венецианского фестиваля.