Жители США все больше отказываются от фастфудов в пользу местных овощей и фруктов

3 октября 2013, 17:11
Фермеры зарабатывают на тыквах в Хелоуин, на лабиринтах в кукурузных полях и торгуют по подписке

Реклама

Вдохновившись темой осеннего урожая, успехами и тяготами наших фермеров, "Сегодня" выяснила, как живется их заокеанским коллегам. Как оказалось, в Америке сейчас — просто рассвет для сельхозчастников. Они переходят на полностью натуральное производство. Время как никогда удачное — жители США все больше думают, о своей еде и здоровье и отказываются от фастфудов в пользу местных овощей и фруктов.

Как устроено

На рынке в стотысячном студенческом городке Коламбия, что на Среднем Западе США, ранним субботним утром почти нет свободных парковочных мест. Это единственный день в неделю, когда сюда со всех уголков штата Миссури съезжаются селяне. Девиз рынка "Ешьте свежее — ешьте местное" украшает городской автобус, который пустили специально, чтобы несколько раз в день привозить из даунтауна студентов Университета Миссури — крупнейшего вуза в городе.

Реклама

В западной части Коламбии, посреди поля, около 80 фермеров раскладывают палатки. Торговля длится всего четыре часа, с восьми утра до полудня. Люди продают сезонные овощи, мясо, соленья; здесь же варят кофе для тех, кто еще не успел проснуться в субботу утром, и готовят гамбургеры для тех, кто уже проголодался. Идет дегустация козьего сыра, меда, домашнего мороженого... Два ряда палаток растягиваются метров на сто, заканчиваясь импровизированной сценой, на которой поочередно играют миссурийские музыканты. Закупившись тыквой и свежими томатами, семьи с детьми располагаются на солнышке, чтобы послушать живую музыку в стиле кантри. В небазарный день место рынка используется для других целей, и никогда не скажешь, что еще вчера там велась шумная торговля — такую чистоту оставляют после себя люди.

Цена вопроса

 Фермерский рынок в Штатах, как бы показывая пример горизонтального развития экономики, вещь очень локальная и крайне цивилизованная. Фермеры раскладывают продукцию на прилавках презентабельнее, чем в супермаркете, с декором и выдумкой. У многих есть фирменные логотипы и вывески. А платить можно не только наличкой — у большинства вендоров (поставщиков) есть терминалы для кредитных карточек.

Реклама

Место на рынке стоит порядка $350 в год, то есть в месяц — $30, а поскольку торгуют только на выходные, то выходит по $7 за раз. В Украине на Бессарабке, скажем, продавец мяса платит 60 грн в день (то есть те же $7), то так как работает он ежедневно, то в год место обходится около 20 тысяч гривен ($2450). Продавать может каждый — надо только сдать образцы продукции на санпроверку и подписать контракт с администрацией. Кто-то делает здесь бизнес, а кто-то продает излишки из своего сада.

Фермер Джанет Джингер, протирая тряпочкой, аппетитные бока диковинных фиолетовых помидоров, рассказывает, что не ставит себе целью заработать. "Для нас это хобби. Семья моего мужа держала сад и огород, моя семья тоже занималась земледелием. Мы потомки немецких переселенцев, у нас это в крови. Поэтому мы берем излишки и продаем их здесь, нам просто нравится", — рассказывает она.

Овощи по подписке. А вот тем, для кого выращивание овощей и фруктов представляет основной источник дохода, приходится нелегко. Лиз Гразнак — американка украинского происхождения, чьи предки иммигрировали в Новый Свет в конце XIX столетия. Она основала в Миссури ферму, использующую модель community supported agriculture (CSA) — это когда мелких и средних фермеров поддерживает местное сообщество. Суть такой бизнес-модели в том, что люди платят производителю за овощи и фрукты еще до того, как их высаживают и собирают урожай. Как бы по подписке. Человек, заплативший авансом, еженедельно затем получает ящик свежей продукции. "Модель CSA более безопасная в плане контакта с клиентами. То есть я знаю каждую семью, которая получает от меня овощи раз в неделю. Я чувствую себя более защищенной, потому что они платят заранее", — рассказывает Гразнак, попутно здороваясь с людьми, которые приходят на рынок забрать свою коробочку с провизией. Модель нравится многим, ведь фермер так имеет гарантию, что его продукт купят, и он может спокойно выращивать нужное количество. Так проще распланировать засадку грядок. Если говорить о цене, то и тут есть выгода. Килограмм брокколи с Happy Hollow Farm, которой владеет Лиз, стоит $21, а если "подписаться" на сезонные овощи, то ящик разнообразной продукции обойдется лишь в $38 в неделю — весьма выгодная цена по сравнению с розницей. Но тут есть условие: все, кто подписался на овощи, должны иногда приезжать на ее ферму в Джеймстауне и помогать собирать урожай. Со стороны никогда не подумаешь, что в Америке возможны такого рода отголоски чуть ли не колхозной системы, но именно эта схема работает здесь и сейчас лучше всего.

Гразнак закончила один из лучших вузов США — университет Корнелл — по специальности "Разведение растений". В 2007 году взяла ссуду и купила ферму по очень хорошей цене — $182 тысячи за 22 акра земли. Еще три года она продолжала работать на основном месте, выплачивая долг. "Единственная причина, почему банк дал мне взаймы, — это то, что у меня была постоянная работа. Сейчас бы они мне кредит не дали", — говорит Лиз. Доход небольшого фермерского хозяйства, даже такого успешного, как Happy Hollow Farm, не дотягивает до того уровня, чтобы банк дал кредит. А даже если и дотягивает, банки все равно связываться не решаются.

Заработок на горожанах

Осенью, когда урожай уже весь собран, американские фермы пытаются заработать не только продажей своих продуктов, но и разными забавами для гостей-клиентов.
Те, кто выращивает кукурузу, выделяют на поле участок, где делают огромный лабиринт — corn maze. Пропуск в игру в лабиринте стоит 10 долларов с человека.

Забава весьма популярна

Многие фермы с помощью веб-сайтов приглашают городских жителей провести выходные на свежем воздухе за городом в их сельских домах, отпраздновать в поле свадьбу или день рождения. Разновидность такого сельского туризма здесь называется bed and breakfast — платишь за ночлег и завтрак и проводишь время на природе, общаясь с домашними животными.

Под всеми любимый Хэллоуин можно покататься по ферме на телеге с сеном, посидеть у костра, выбрать и разукрасить понравившуюся тыкву, но, конечно же, все это за деньги, что также приносит сельской семье доход. Словом, фермеры в США не могли бы называться американцами, если бы не придумали, как еще зарабатывать на жизнь, кроме продажи овощей, фруктов и мяса.

Читайте также: Кукуруза царица полей Америки

Убытки: засуха — самый страшный кошмар фермера

Фермер Либ Боули в субботу привез на рынок солнечные тыквы. Торговля идет живо — народ готовится к предстоящему Хэллоуину (31 октября), тыквы расхватывают. Мистер Боули торгует здесь уже 13 лет. "Выращиваем всего понемногу, денег это особых не дает, просто мне нравится смотреть, как все это растет", — улыбается он. По его простому говору с южным акцентом понятно, что всю жизнь этот человек провел в глубинке.

На самом деле, фермерские семьи типа Боули, не защищенные никакой бизнес-стратегией, едва сводят концы с концами, рассказывает Лиз Гразнак. "Ты никогда не знаешь, удастся ли тебе продать то, что ты принес на рынок. За всю работу, которую ты вкладываешь в то, чтобы вырастить продукцию и прийти сюда — ты не знаешь, что получишь в результате", — говорит американка.

"Если вы терпите неудачу, то вы ее терпите — вы никак не защищены. Если случается плохой урожай — то это плохой урожай. Никто вам не возместит убытки", — констатирует Джанет Джингер.

Фермеры с содроганием вспоминают засуху, обрушившуюся на Миссури и другие теплые штаты в позапрошлый год. От засухи пострадал основной крупный сельскохозяйственный бизнес США — выращивание кукурузы. Как следствие, из-за недостатка корма, цены на который взлетели, мелкие фермеры были вынуждены избавляться от коров. Как рассказал владелец ранчо Марк Манкен из "Миссури Легаси Биф", в прошлом сезоне одна корова вместо прибыли приносила убыток примерно на 100 долларов в год. По его словам, в последние десять лет он наблюдает тенденцию, что мелкие фермерские хозяйства закрываются, не в силах противостоять корпорациям, которые содержат тысячи голов скота.