Спецрепортаж из Стамбула: турецкий марш в красных тонах

8 июня 2013, 07:45
На массовых акциях протеста в Стамбуле властям противостоят, в основном, левые и ультралевые силы, а также... футбольные фанаты

/ Фото: Сергей Николаев

/ Фото: Сергей Николаев

Реклама

В пятницу на площади Таксим, где уже вторую неделю бурлит многотысячный палаточно-протестный городок, нам предложили увесистую книжку в мягком переплете. На обложке название – "Карл Маркс" и до боли знакомый профиль соратника классика мирового пролетариата Фридриха Энгельса. Неужели кого-то в сегодняшней Турции интересуют припорошенные пылью персонажи из прошлого?

- Еще как! – восклицает симпатичный кудрявый продавец Семи. – Мы, представители левых сил, считаем, что  Маркс, Энгельс и Ленин предсказали единственнно верный  путь развития человечества. Но правители Турции ведут народ совсем не туда, куда надо. Из-за этого растет недовольство в обществе, и события на площади Таксим это показали как нельзя лучше. Но власть не хочет видеть очевидное. И поэтому мы отсюда не уходим. Не уйдем, пока нас не услышат. Не испугают ни водометами, ни слезоточивым газом. Даже оружием, если Эрдоган вздумает применить его против мирного населения. У нас есть лимонный сок, вода – запаслись ими, если вдруг снова начнется полицейский беспредел.

УЧЕБА ПОДОЖДЕТ. Семи – студент. Он должен быть на лекциях в университете. Но вместе с товарищами дежурит в книжной палатке под красными знаменами. Эти ребята считают куда важнее учебы ("Никуда она не денется!" – говорят друзья) выражение своей активной политической позиции – показать правительству и премьеру Реджепу Тайипу Эрдогану, что народ не безмолвная толпа, которой можно беспрепятственно манипулировать. И дело, конечно, не в вырубке парка Рези. Деревья, кусты – лишь повод. Люди хотят, чтобы с ними советовались, принимая какие-то значимые, серьезные решения. А не ставили перед фактом – проглотят, мол, ничего не случится.

Реклама

Семи еще очень толерантно высказывается о представителях властных и силовых структур, которые забросали митингующих гранатами с перцовым газом и дымовыми шашками.

Разбитые и распотрошенные автобусы, перевернутые автомобили, сожженные киоски, бигборды, которых немало на площади и вокруг нее, расписаны оскорбительными надписями, адресованными прежде всего главе правительства. Самые приличные из них – "Диктатор", "Фашист". Есть и язвительно-обидные, например, "Тайип – моя девочка"... Не особо прячась от зевак, молодежь с алыми стягами (и это не только традиционные национальные турецкие флаги, но также полотнища с изображениями вождей мирового пролетариата) рисует баллончиками с краской под трафарет угадываемые контуры лица премьера, а с пальцев его стекают крупные капли крови... Дракула, вампир... Ну, вот такое революционное граффити, левый марш по-турецки...

А на одном из алых знамен мы увидели изображение знаковой скульптуры работы известной художницы Мухиной "Рабочий и колхозница" – в свое время это был символ процветающей советской действительности.

Реклама

- Откуда дровишки? – спрашиваем молодежь, вальяжно расположившуюся рядом. Парни и девушки лишь пожимают плечами – похоже, не знают.

Читайте также: В охваченном протестами Стамбуле разбирают "баррикады"

ТВЕРДАЯ РУКА. Еще одна студентка, назвавшаяся Лейлой, закрывшись, чтобы не попасть в объектив фотоаппарата, рассказала нам, что Эрдоган чересчур жесткий, даже деспотичный лидер.

- Он насаждает в обществе исламизм, разрешил носить хиджабы в школах, вводит ограничения на продажу спиртного, проявляет себя как авторитарист, диктатор, – говорит девушка. – Даже после всех событий, которые произошли на площади, где были раненые и травмированные. Он не нашел в себе мужества попросить у людей прощения. Твердая рука это хорошо. Но нельзя перегибать палку. Это плохо кончится.

Лейла также сказала, что представителей коммунистов поддержали радикально настроенные ультралевые партии.

То, что они объединяются с коммунистами, по ее мнению, свидетельствует, с одной стороны, о падении авторитета провластной Партии справедливости и развития, а с другой – непредсказуемости дальнейших событий.

- Чем все закончится, сложно спрогнозировать, – говорит она. – Но очень не хочется, чтобы опять были беспорядки, чтобы кто-то пострадал. Мы хотим жить дружно, спокойно.

По улице Истикюль, где раньше ходил ходил знаменитый красный стамбульский трамвайчик, сегодня только пешеходная "движуха" – транспорта почти нет, если не считать мопедов с пиццей. Зато эту улицу, особенно вечером, заполонили очень громкоголосые футбольные фанаты. Развернув громадных размеров красное полотнище, они курсируют в обе стороны, складно рифмуя четверостишья в поддержку любимых команд. То есть, обычно фаны бузят до или после матчей, а тут такая замечательная возможность заявить о себе, своих кумирах и на политических акциях протеста...

Смотрите также: В Стамбуле демонстранты ночью водили хороводы и запускали фонарики (фото)

ГУБИТ ЛЮДЕЙ НЕ ПИВО. Словно в пику премьеру, выступающему против продажи спиртного, тут и там на Истикюль замечаем торговые точки, оживленно торгующие алкоголем: виски, водкой, коньяком, вином, ракией.

Коллега, тоже бывавший до этого в Стамбуле, не мог сдержать удивления: раньше на улицах немыслимо было увидеть кого-то с бутылкой пива, а сейчас – на каждом шагу. А почему? Да потому что нигде не видно полиции. И люди почувствовали себя раскрепощенными, которым теперь можно то, что раньше было под запретом.

Прямо на мостовую выставили стоечки, где продают спиртное на разлив. Фуршетный вариант: 40-50-граммовая рюмка текилы – от 5 лир (это примерно 20 гривен на наши деньги). И берут! При нас не без некоторого пафоса, запечатлев себя на фоне сиящих витрин, остограммились корейские туристы, облаченные в длинные белые одеяния. Но и турки, и без того находящиеся в приподнятом, эйфорическом настроении, не прочь "вбрызнуть" на ходу. Гуляй, Турция!

Карнавал – вот что больше всего напоминает оживленный пешеходный трафик. Яркое, красочное, бесконечно продолжающееся карнавальное шествие наподобие бразильского. Такое впечатление, что люди, сотни, тысячи людей отмечают какое-то общественно значимое событие, национальный праздник, торжество, красный день календаря,  на худой конец – победу любимой футбольной команды.

Читайте также: В Стамбуле разметают респираторы и очки для плавания

...В палаточном же городке под гитару звучат вперемежку окрашенные неповторимым революционным романтизмом песни наших дедов и отцов. Чилийская музыка времен Луиса Корвалана. Британская – "Имеджн" Джона Леннона. Итальянская антифашистская песня о вольном и бесстрашном стрелке-партизане "Белла Чао".

И вчера мы заметили, что взрослые приводят с собой все больше детей. Уже не боятся, что те пострадают в столкновениях с полицией, если ее выведут на площадь. Многие из них в красных галстуках и кепках с пятиконечными звездами. 

А коммунальные службы тихо и без помпы убирают с улиц строительные завалы, опрокинутые машины и технику. Может, и вправду – побузили и хватит?