Участница Pussy Riot Мария Алехина работала в детской псих­больнице и стала прекрасной матерью в 18 лет

15 января 2013, 11:15
Спецрас­сле­до­вание "Сегодня": детские тайны участниц самой скандальной группы 2012 года и причины их участия в политических акциях

Маша. Все решения принимала самостоятельно. Фото AFP

НАЧАЛО Вся правда о Pussy Riot: чего добива­ются главные сканда­лист­ки 2012 года

Участница Pussy Riot Екатерина Самуцевич: "Семья — не мой путь"

Реклама

Надежда Толоконникова в юности ссорилась с мамой, а та ни разу не появилась в суде

Продолжение

АЛЕХИНА: ИДЕАЛИСТКА И ПРЕКРАСНАЯ МАТЬ

Реклама

Мама Марии Алехиной, Наталья Сергеевна, и в суд приходила, и в зону на свидание к дочери (в город Березняки Пермской области) ездила. Но понимания между Машей и матерью тоже не было.

— Мы с Машей не подружки, — вздыхает Наталья Сергеевна. — Я поднимала ее одна, в тяжелые 1990-е годы. Несмотря на то что по специальности я программист (окончила МГУ), нам приходилось нелегко — в то время научные институты закрылись, и все мои мысли были заняты лишь одним: как заработать на хлеб. Поначалу мне помогала воспитывать дочь мама. Но когда Маше исполнилось девять лет, она умерла…

По словам Натальи Сергеевны, ее дочь всегда была "натурой увлекающейся". Человеком, который крайне болезненно реагирует на любую несправедливость в окружающем мире. Еще в школе Маша отказалась от мясных продуктов и стала вегетарианкой. Позже принимала активное участие в акциях "зеленых" по защите лесов в Краснодарском крае. Затем работала волонтером в детской психиатрической больнице — учила малышей читать и рисовать. Общение с детьми, которые страдают подобными заболеваниями, дается нелегко даже взрослым людям. Но Маша, к удивлению матери, справлялась.

Реклама

— После окончания школы дочь заявила, что будет поступать в Институт журналистики и литературного творчества, — вспоминает Наталья Сергеевна. — Поначалу я удивилась, но промолчала. Думала, что у нее очередная блажь. А когда поняла, что это серьезно, — сказала, что мне эта идея не по душе. У нас в семье все технари. Да и в жизни гуманитарное образование мало чем поможет. Но дочь меня и слушать не стала. Хотя математические способности у нее есть (в школе она часто побеждала на олимпиадах). В результате у нас с Машей произошел первый серьезный конфликт. Я надеялась, что она меня послушает. Но Маша сделала так, как хотела.

Вскоре после поступления в вуз Мария встретила своего будущего гражданского мужа Никиту и забеременела. Естественно, Наталья Сергеевна была против ранних родов. Но девушка снова приняла решение самостоятельно.

— Тогда я была убеждена, что 18-летняя Машка попытается переложить заботу о своем сыне (ребенку Марии Алехиной сейчас 6 лет) на мои плечи, — вспоминает Наталья Сергеевна. — Кроме того, меня злила ее безответственность. Ведь прежде чем родить, надо встать на ноги и научиться зарабатывать деньги на жизнь! Но дочь оказалась прекрасной матерью — заботливой и терпеливой. Хотя сил на то, чтобы устроиться на работу, у нее, конечно, не оставалось. Да и училась она заочно. Отмечу, что гражданский муж Маши, Никита, тоже хорошо справляется со своими обязанностями отца. Какое-то время они с Машей были в ссоре и жили отдельно. Но он постоянно общался с сыном. А после ареста дочери переехал ко мне и помогает воспитывать мальчика. Кстати, к дочери в СИЗО я почти не ходила. Эту обязанность взял на себя зять.

Несложно догадаться, что политическое творчество дочери Наталья Сергеевна тоже воспринимала с долей скепсиса. Не изменилось ее отношение к деятельности девушек и сегодня.

— Я пережила развал Советского Союза и хорошо помню, сколько у нас, москвичей, было надежд на светлое будущее, — говорит она. — И чем все это закончилось? С тех пор я считаю политику делом грязным и стараюсь держаться от нее как можно дальше. Маше я все время говорила, что она идеалистка. А деятельность группы Pussy Riot не сможет изменить жизнь в России к лучшему. Но она, как всегда, не хотела меня слушать. А в результате оказалась за решеткой. Надеюсь, что горький опыт будет для нее хорошим уроком. Хотя и переживаю, что в зоне она может пострадать...

P.S. КОНФЛИКТ СО СТАРШИМИ

Ахиллесова пята Нади, Маши и Кати — тяжелые отношения с родителями в юности. Что это означает с точки зрения психологов? Как выяснилось, затянувшийся конфликт со старшим поколением заставляет взрослых людей совершать поступки, которые обычно свойственны подросткам. Подсознательно они всю жизнь пытаются доказать своим отцам и матерям, что уже стали самостоятельными. Но при этом выглядят нелепыми и вызывающими. "Биологические часы нащелкали уже "за 20", а человек еще не вырос и находится в эмоциональной зависимости от родителей", — говорят психологи. Кроме того, люди, у которых нет понимания с ближайшими родственниками, невероятно одиноки. Поэтому стремятся найти поддержку на стороне. Например, в среде таких же, как и они, еще не до конца оперившихся сверстников, где юношеский максимализм не выглядит смешным или наивным, а требования не столь высоки.

Такая история, видимо, и произошла с девчонками из Pussy Riot. Только в группе они обрели настоящую семью. А участвуя в акциях, не только получали "дозу адреналина в кровь" (как может показаться на первый взгляд). Но смогли ощутить себя взрослыми (ведь им казалось, будто они принимают судьбоносные для государства решения!) и доказать родителям, что состоялись как личности. Ведь ничего дикого в своих мероприятиях (как и свойственно детям) девушки не видели. Вот и ответ на вопрос о том, почему девчонки оказались в группе.