Абрамович рассказал, как откупился от Березовского

10 ноября 2011, 12:05
Российский бизнесмен Роман Абрамович закончил давать показания в Высоком суде Лондона по иску олигарха Бориса Березовского.

Абрамович утверждает, что заплатил Березовскому 1,3 млрд долларов за крышевание. Фото Getty Images

В ответ на обвинения адвоката Березовского Лоуренса Рабиновича, что Абрамович в ходе встреч с партнером бизнесмена Бадри Патаркацишвили в 2001 года вынуждал продать по заниженной цене акции "Сибнефти", владелец "Челси" заявил, что у партнеров не было никаких акций, а платеж в 1,3 млрд долларов был откупом от Березовского.

Рабинович назвал три тайные встречи Абрамовича с Патаркацишвили, на которых обсуждались условия сделки – в начале мая в Мюнхене, 15 мая в Париже и 29 мая в Кельне.

Реклама

Как известно, в своем иске Березовский утверждает, что они с Патаркацишвили вынуждены были продать акции "Сибнефти" значительно дешевле их реальной стоимости из-за угроз Абрамовича, что доли партнеров в компании могут быть экспроприированы Кремлем.

По словам Рабиновича, на всех трех встречах Абрамович давил на собеседника и уговаривал продать акции. Как заявил адвокат, в Кельне Абрамович высказал угрозы в отношении партнера Березовского по "Аэрофлоту" Николая Глушкова, обвинявшегося в тот момент в побеге из-под стражи. Как отметил защитник, Абрамович намекал, что в случае отказа Березовского и Патаркацишвили расстаться с акциями по бросовой цене он может сделать так, что Глушков вообще не выйдет на свободу.

В иске Березовского говорится, что на встрече в аэропорту Мюнхена в начале мая 2001 года Патаркацишвили попросил за акции 2,5 млрд долларов, но Абрамович предложил только 1,3 млрд долларов. После выкупа доли Березовского и Патаркацишвили "Сибнефть" по итогам 2001 года выплатила 993 млн долларов дивидендов, говорится в документе.

Реклама

Абрамович опроверг слова адвоката, заявив, что лишь во время третьей беседы с Патаркацишвили обсуждалась выплата им Березовскому 1,3 млрд долларов, но не за акции, а за крышевание и лоббистские услуги.

Как подчеркнул Абрамович, решение выплатить эту сумму олигарху, который помог ему в 90-е годы войти в мир большого бизнеса, было принято им лично, и сделал он это, чтобы не портить отношения с Березовским и Патаркацишвили.

"Это был способ остаться лояльным по отношению к Березовскому и выразить уважение к тому, что он делает. А также таким образом я покупал себе свободу", – отметил миллиардер.

Реклама

"Я не жалею о том, что я заплатил. Я был благодарен ему за то, что он мне помог. Поэтому я считал, что я обязан ему заплатить, чтобы закончить наши отношения. Отношения "крыши"- это не юридическое обязательство, это понимание", – пояснил Абрамович.

Абрамович рассказал о том, почему он перестал общаться с Березовским после покупки акций ОРТ. По словам владельца "Челси", их дружба основывалась на том, что он платил Березовскому.

"У меня есть товарищи, с которыми мы дружим много лет, и мне все равно, какое у них положение в обществе, где они работают. Каждый раз, когда Березовский меня приглашал, я приезжал, если мог, конечно. А на моих днях рождения, кстати, я не помню, чтобы он хоть раз был. Наша с ним дружба не была тем, что можно было бы охарактеризовать выражениями "большая дружба", "крепкая дружба", "мужская дружба", – заявил Абрамович.

По словам Абрамовича, поворотным моментом в его отношениях с Березовским стала история с гибелью в августе 2000 года российской подводной лодки "Курск". Как отметил бизнесмен, Березовский занял "абсолютно бесчестную позицию" в этом вопросе – использовал трагедию, чтобы "показать президенту, кого надо слушать, чьи рекомендации надо исполнять".

"И с этого момента я стал к нему относиться иначе. И дружба наша прекратилась не сразу, она постепенно угасала. И он не только со мной порвал отношения", – добавил Абрамович.

В среду, как и раньше, Абрамович отвечал на вопросы адвоката по-русски через переводчицу, из-за чего иногда возникает недопонимание. В частности, Абрамовичу не понравилось столь часто употребляемое слово "доля". "Мы про акции говорим? – спросил он у адвоката и пояснил. – Слово "доля" в русском языке грубое. Это если преступники украли что-то и делят – вот это доля, по-русски".

Британская газета The Guardian не в первый раз отмечает, что Абрамович плохо говорит по-английски, имея в своем лексиконе лишь самые простые слова. В то время как Березовский демонстрирует прекрасное знание английского, грамотно употребляя сложные языковые конструкции.