Александр Солженицын: человек и архипелаг

4 августа 2008, 20:41
Ушел из жизни главный писатель-борец с советской властью.

Путин с ним. Писатель в последние годы жизни полностью поддерживал политику бывшего российского президента. Фото AFP

Смотрите ФОТОРЕПОРТАЖ: ЛУЧШИЕ ФОТО СОЛЖЕНИЦЫНА

В Москве на 90-м году жизни скончался знаменитый русский писатель Александр Солженицын. Это произошло в ночь с воскресенья на понедельник. Причина — острая сердечная недостаточность. В последнее время писатель плохо себя чувствовал. Прощание с Александром Исаевичем пройдет во вторник в Российской академии наук, а отпевание и похороны на Донском кладбище.

Реклама

Солженицын был символом целой эпохи — борьбы диссидентов с советским строем. Тогда он был в одном "окопе" и с украинскими "буржуазными националистами", и с либералами-западниками. После 91-го года. Солженицын выбрал свой путь. Он осуждал ельцинские реформы, которые считал формой разграбления России, зато поддержал "наведение порядка" Путиным, вторую чеченскую войну, осудил Запад и "оранжевую" Украину. Собственно, с этим он и ушел из жизни.

ПОЛУУКРАИНЕЦ. Детство и юность Александр Исаевич, провел на юге России, на Дону, родившись 11 декабря 1918 года в семье русского крестьянина Исаакия Солженицына и дочери помещика Таисии Щербак, украинки по национальности. Родители познакомились в Москве во время учебы. Отец, воевавший на фронтах Первой Мировой войны в офицерском чине, вскоре после демобилизации умер еще до рождения сына. Маленький Саша вместе с матерью в 20-е г.г. переезжает в Ростов-на-Дону, где сначала заканчивает школу, а потом физико-математический факультет с отличием, параллельно учится заочно в Московском институте философии, литературы и истории, но начавшаяся война помешала закончить последний.

АРЕСТ. Осенью 1941 года через несколько месяцев после начала Великой Отечественной войны призывается в армию. Дело в том, что из-за того, что военкомат признает его "ограниченно годным", то в боях он не участвует, а служит рядовым в обозных частях. В конце концов он добивается направления себя в офицерскую школу и с февраля 1943 года в звании лейтенанта попадает наконец-то в действующую армию.

Реклама

Война для Солженицына заканчивается в феврале 1945 года в Восточной Пруссии арестом. К этому времени он уже капитан, награжден орденами Отечественной войны и Красного Знамени. В переписке со своим приятелем по фамилии Виткевич критикует Сталина за отход от "ленинских норм" жизни.

В ГУЛАГЕ. Во время заключения как математик по специальности сначала попадает в "шарашку" (что-то вроде тюремного научно—исследовательского учреждения), которое занимается разработкой секретной спецсвязи для руководства СССР. После ссоры с начальством его отправляют в Экибастуз в обычный лагерь. В нем он даже принимает участие в забастовке заключенных. Как много лет спустя выяснилось, Солженицын стал в этом лагере осведомителем начальства, даже сохранился его донос (опубликован в 1990 году), который он подписал псевдонимом "Ветров". Сам писатель признает этот факт своей биографии, подчеркивая, что пошел на это под давлением обстоятельств. В 1953 году Солженицына освобождают и отправляют на поселение в южный Казахстан. После XX съезда КПСС его реабилитируют, и он переезжает на жительство в Рязань, где работает школьным учителем.

СЛАВА. Солженицын становится знаменитым на следующий день после публикации его повести о лагерной жизни "Один день Ивана Денисовича" в N11 журнала "Новый мир", который редактирует русский поэт Александр Твардовский. На публикацию дает личную санкцию Никита Хрущев. Со второй половины 60-х он работает над главным своим произведением, эпопеей о советских лагерях "Архипелаг ГУЛАГ". В 1970 он получает Нобелевскую премию по литературе. В 1974 году "Архипелаг" опубликован за границей, что и предрешило судьбу писателя. Внутри Политбюро КПСС началась острая дискуссия — Брежнев предлагал его посадить, глава МВД Щелоков — просто перевоспитать и не репрессировать, глава КГБ Андропов — выслать за пределы Союза и лишить гражданства. Возобладала последняя точка зрения.

Реклама

После высылки Солженицын жил в Швейцарии, а через 2 года переезжает в США. В 1994 году он возвращается в России, прилетев во Владивосток, и проехав на поезде всю страну. Вскоре он поселился в черте Москвы в Троице-Лыково, где Юрий Лужков выделил ему землю. Трое его сыновей, выросших в США, остались там жить.

ОСТОРОЖНЫЙ ЧЕЛОВЕК СО "ЗВЕРОВАТОЙ" УЛЫБКОЙ. "Его книги, в частности "Один день Ивана Денисовича" и "Архипелаг Гулаг" произвели на меня и на мое поколение ошеломляющее впечатление, они повлияли на всю диссидентскую мысль", — говорит правозащитник – диссидент Владимир Малинкович. В то же время, Владимир Малинкович считает Солженицына "по- зековски" осторожным человеком, который редко выступал с резкими заявлениями, тогда как книги его, в отличие от его личности, были настоящей бомбой.

"Мое отношение к Солженицыну менялось в течение всей его и всей моей жизни", — сказал "Сегодня" Левко Лукьяненко, народный депутат от фракции БЮТ, который провел в советских лагерях 15 лет, "от хорошего — к плохому". "Один день Ивана Денисовича" я прочел, когда был заключенным, мне очень понравилась повесть, поскольку писать о жизни в лагерях в то время было табу. Мы все радовались, думая, что наконец в Москве появился интеллигент, который написал правду, — говорит он. — Но после того, как его выслали из СССР, и он провел почти 20 лет за рубежом, он изменился. И вернувшись, написал статью "Как нам обустроить Россию", где рассуждал о том, как удержать союзные республики в СССР, он был противником нашей независимости. Если ранее он критиковал коммунизм, то когда коммунизма не стало, он сделал свой выбор — предпочел имперские взгляды демократизации России. Он понял, что если углублять демократию, империя может развалиться, и стал на сторону империи. В своей последней статье на тему Украины "Поссорить родные народы" он назвал желание восстановить правду о голодоморе провокаторским всплеском, а украинцев, которые говорят об этом, "затхлыми шовинистическими умами". Он так и не смог понять, что у Украины, независимого государства, появился свой голос и свой вес на международной арене".

"Помню потрясение от повести "Один день Ивана Денисовича" никому неизвестного человека, сложную фамилию которого мы сперва даже не могли произнести, помню первую встречу с ним издательстве "Новый Мир", где мы c моим мужем, писателем Александром Чудаковым, только напечатали свою первую статью о русской литературе. — вспоминает Мариэтта Чудакова, известный российский литературовед, которая была знакома с ушедшим из жизни писателем. "Он выглядел очень энергичным, человеком – пулей. Знаете, у него была такая звероватая улыбка, в ней не было ничего негативного, просто такая приподнятая верхняя губа", — сказала "Сегодня" г-жа Чудакова.

СОЛЖЕНИЦЫН И УКРАИНА. Помимо украинских корней, Солженицына с нашей страной связывают неодкратные (на протяжении всей жизни) высказывания об Украине и украинцах. Так, в "Архипелаге ГУЛАГ" он восхищается смелостью и несломленностью бандеровцев, которых он увидел впервые в советских концлагерях.

Александр Исаевич не принял Майдана. "Оранжевая революция, как ни смешно — я сам удивлялся, когда она шла – по приёмам своим напоминала нашу Февральскую революцию 1917 года. Представьте себе, это даже трудно себе вообразить: другая эпоха — а приёмы те же!". Похожесть, его мнению, заключалась в том, что на фоне общественного недовольства властью определенная общественно-политическая группа, которую активно финансируют извне берет власть в стране. Также критически высказывался он и по Черноморскому флоту, называя попытку изгнания его из Севастополя издевательством над русской историей, а вхождение Крыма и Юго—Востока в состав Украины политическим насилием.

Солженицын активно критиковал нынешние украинские власти, действия которых сравнивал с действиями советского агитпропа, за желание добиться от международного сообщества признания голодомора — геноцидом украинского народа. В апреле этого года он даже опубликовал статью по этому поводу, в которой заявил, что такая точка зрения вызвана русофобией и шовинизмом, а также желанием поссорить народы Украины и России. "Такой провокаторский вскрик о "геноциде" стал зарождаться десятилетиями спустя — сперва потаенно, в затхлых шовинистических умах, злобно настроенных против "москалей", — а вот теперь вознесся и в государственные круги нынешней Украины, стало быть, перехлестнувшие и лихие заверты большевистского Агитпропа?". Солженицын считал, что голод коснулся в те годы, не только украинцев, но и русских с казахами.