Алжир в казахских степях

3 февраля 2009, 17:06
"Сегодня" побывала в лагере, где отсидели матери Майи Плисецкой и Окуджавы.

Реклама

В степях Казахстана есть место со странным, каким-то африкано-арабским названием — АЛЖИР. Это не дом отдыха и не модный курортный городок. Это название знаменитого тюремного лагеря времен сталинских репрессий. Знаменит он был тем, что в нем содержались жены политзаключенных. Из-за этого и получилось такое неожиданное название — аббревиатурное от Акмолинского Лагеря Жен Изменников Родины. Открыли его в начале 1938 года в 17 километрах от нынешней столицы Казахстана Астаны (ранее — Акмолинск). Закрыли лагерь в 1953-м после смерти Сталина. Сейчас тут музей, созданный в 2007 году по распоряжению президента Нурсултана Назарбаева.

Всего за 15 лет через лагерь прошли 20 тысяч узниц. "Первые женщины сами возвели первые бараки. Их строили в расчете на 200—300 узниц. А после по колено в холодной воде работали на озере, где в день должны были связать 40 снопов камышей. За невыполнение плана — наказание. Камыш использовался для растопки буржуек, которые обогревали помещения, и шел на набивку матрацев, на которых женщины спали", — рассказала нам руководитель экспозиционно-выставочного отдела музея Раиса Жаксыбаева. Но самым страшным унижением были массовые изнасилования, которые устраивала охрана. О масштабах этого позора можно судить по одной цифре — с 1938-го по 1953 годы в лагере родились 1507 детей...

КАМНИ ИЗ СЫРА. Рядом с лагерем было небольшое поселение казахов. Однажды мужчины и мальчики, продравшись сквозь камыши, стали бросать белыми камнями в женщин. Те расплакались от такой ненависти местных. НКВДисты-охранники подхватили: "Смотрите, зэчки, вот вас как народ не любит". Каково же было удивление узниц, когда они обнаружили, что на самом деле это запеченные кусочки сыра. "Просто казахи, сами познавшие, что такое голод, таким образом решили накормить голодных женщин", — поясняет Раиса Рамазановна.

Реклама

В течение нескольких лет заключенные построили и швейную фабрику (тут шилась военная форма для фронта), клуб, больницу, посадили вокруг фруктовые деревья, крыжовник и малину. Швеи также обшивали и местных акмолинских модниц, их салфетки и скатерти появлялись на прилавках местных магазинов.

В лагере была и врач по фамилии Мартинсон. Однажды ее вызвали к начальнику лагеря. Он сказал, что его маленький сын плохо себя чувствует. Осмотрев ребенка, женщина поняла, что у того аппендицит и что его нужно срочно везти в больницу. Отец потребовал, чтобы мальчика оперировали на месте. "Я боюсь", — сказала Мартинсон. "Не сделаешь, получишь еще один срок. Я тебе обещаю", — твердо ответил ей начальник. Используя подручные средства, узница успешно провела операцию.

ЗНАМЕНИТЫЕ АЛЖИРКИ. Через АЛЖИР прошли многие известные личности. Мать советской балерины, актриса немого кино Рахиль Мессерер-Плисецкая. Она была женой Михаила Плисецкого, который работал на Шпицбергене генконсулом и одновременно начальником рудников. Его арестовали в 1937 году, а Рахиль на следующий год как жену изменника. Только благодаря тому, что сестра Рахили Суламифь удочерила маленькую Майю, последнюю не отправили в детдом.

Реклама

Побывала тут и Лидия Гинзбург, мать русского писателя Василия Аксенова, которая описала жизнь в лагере в знаменитой книге "Крутой маршрут". Она, активная коммунистка и сотрудница газеты "Красная Татария", была репрессирована НКВД как жена "изменника Родины" Павла Аксенова, председателя Казанского горсовета. Прошли через АЛЖИР сестры маршала Михаила Тухачевского, мать будущего барда и писателя Булата Окуджавы, писательница Галина Серебрякова, жена Бухарина, даже родственницы расстрелянного еще в Гражданскую адмирала Колчака, знаменитая певица, исполнительница Лидия Русланова. В середине 1930-х гг. ее пригласили выступить на правительственном приеме в Кремле. После предложили сесть за стол к всей партийной и государственной верхушке. Она на это ответила: "Я-то сыта, вы вот родственников моих накормите в Саратове. Голодают". Больше Русланову не приглашали. В 1948 году был арестован ее муж, генерал Владимир Крюков. Его обвиняли в присвоении трофейного имущества после войны. В АЛЖИРЕ, когда начальник лагеря попросил ее спеть, Лидия Андреевна гордо отказалась: "Соловей в неволе не поет".

Уже во время войны в 1942 году в лагере были расстреляны 50 женщин-заключенных. 12 из них (одна монахиня Евдокия Адрианова, остальные — обычные крестьянки) Архиерейским собором в 2000 году были причислены к лику новомучеников. Эти женщины не были женами репрессированных. В лагерь они попали за "религиозную пропаганду".

КАЗАХИ И ГОЛОДОМОР: РУССКИХ НЕ ВИНЯТ. Виктор Ющенко несколько лет подряд пытается воплотить в жизнь свою идею, которую-то и внутри страны не все одобряют — добиться того, чтобы главные международные организации типа ООН или ЕС признали Голодомор 1933 года геноцидом украинцев как нации (а значит есть и другая нация, которая сей геноцид устроила — отсюда прямой намек на русских). В этом плане интересно отношение к голоду 30-х годов Казахстана. Эта республика бывшего СССР также сильно пострадала от Голодомора. Тогда погибла почти половина всех казахов — 1,5 млн. человек. Произошло это из-за насильственных попыток сделать из кочевого народа оседлых людей. У казахов, которые в основном кочевали в степях от Китая до Каспия, отбирали тогда скот и лошадей. Но потомки выживших в тех бедах винят Сталина, коммунистическую власть, но не русских.

— Голод был общей бедой народов СССР. От него пострадали не только украинцы, но и казахи, русские, немцы и другие, кто в то время жил в зерновых районах Союза. Поэтому те события нельзя определять как геноцид. Хотя мы, конечно, признаем те события страшной трагедией, — говорит об отношении казахской власти к вопросу о Голодоморе Кайрат Сарыбай, замминистра иностранных дел Казахстана.