Ашхабад: два дня стрельбы и штурм завода

14 сентября 2008, 18:53
Из самой закрытой постсоветской республики пробилось сообщение, что в ее столице два дня идут перестрелки.

То ли исламисты, то ли наркоторговцы, то ли банальные, но вооруженные грабители в ночь на 12 сентября укрылись на заводе по производству питьевой воды в северной части Ашхабада, и удерживая в заложниках несколько рабочих, вели перестрелку с войсками. К месту операции стянули бронетехнику. Сайт туркменской оппозиции "Гундогар" со ссылкой на очевидцев сообщил о 20 погибших полицейских. Российский журналист Аркадий Дубнов рассказал "Эхо Москвы", что перестрелка велась всю ночь на воскресенье. По зданию завода стреляли даже из танков.

"Весь город блокирован. Информация оттуда не поступает и к кому-либо дозвониться туда также невозможно. Что там происходит, не ясно", — рассказал "Сегодня" главный редактор азиатского информагентства "Фергана.ru" Даниил Стеклов. Сайте туркменских правозащитников сообщил, что после двух дней перестрелок войска пошли на штурм завода, в результате чего имеются многочисленные жертвы, как среди солдат, так и среди рабочих. Правозащитники отметили, что официальной версией будет поимка и уничтожение вооруженной группы наркоторговцев. Так и произошло. Вчера днем пресс-служба МИД Туркменистана распространила заявление, что в Ашхабаде обезврежена группировка, занимавшаяся незаконным оборотом наркотиков.

Реклама

Но оппозиции считает такую версию подозрительной, тем более, что "наркоторговцев" выявили в национальный праздник — в день Рухнамы (книга, написанная первым президентом Туркменистана Сапармуратом Ниязовым). "Конечно, и речи быть не может, чтобы оппозиция там что-то устроила. Но вот доведенный до нищеты народ — мог выступить, — разъяснил ситуацию в Ашхабаде находящийся в бегах лидер оппозиционной партии "Туркменистан" Нурмухаммед Ханамов. — Ведь после смерти Ниязова легче не стало. Новый президент Гурбангулы Бердымухаммедов хоть и провозгласил какие-то реформы, но ничего не изменилось. Средняя зарплата по стране — $80, пенсия — $40. Сплошь — безработица, а цены на продукты постоянно растут. Правда, коммунальные услуги у нас бесплатные. Деньги вкладываются в нерентабельные проекты — строительство дворцов, парков, скверов, но даже в столице электроэнергия и вода подаются с перебоями. Вроде реформу образования провели, но преподавать некому. Те учителя, которых при Ниязове сокращали по 10 тысяч в год, уже не вернутся, а новых — не выучили. На сегодня вузы по всей стране набирают в общем три тысячи абитуриентов в год, обучение которых длится всего два года. Нет учебников, особенно в сельской местности, поэтому там появилось целое поколение детей, которые не умеют читать-писать. С медициной еще хуже, хотя в сельской местности и пытаются восстановить закрытые при Ниязове медпункты, там некому работать. Смертность давно превышает рождаемость. Причем, в несколько раз по сравнению с советским периодом возросла смертность новорожденных и рожениц. Выехать же из Туркменистана невозможно. Для того, чтобы пересечь границу, нужно получить разрешение, предоставить полные данные человека, к которому едешь и иметь приглашение от него. Кто на таких условиях позовет к себе работать туркмена? Не говоря уже о том, где взять деньги на дорогу".