Беназир Бхутто: борец с отрубанием рук и противник бронежилетов

2 января 2008, 21:08
Первую леди Востока при жизни обвиняли в убийстве родного брата, рыцарь британского двора Салман Рушди называл ее девственницей "железные трусы", а она гордилась снижением цен на телефонную связь

Скульптура. Песочный художник из Индии Сударшан Патнаик насыпал Бхутто на берегу Бенгальского залива. Фото АР

Жизнь Беназир Бхутто, женщины, которую все помнят радостной и улыбающейся, на самом деле была наполнена многочисленными трагическими событиями. Бхутто, погибшая в 54 года, была первым ребенком Нусрат Испагани, иранки, и Зульфикара Али Бхутто, президента и премьера Пакистана. Первый раз она попала в тюрьму в 1977 году вместе с матерью в 24 года после переворота, совершенного генералом Зия уль — Хаком — ее отца хунта повесила. "Я не выбирала эту жизнь, это она выбрала меня", – писала Беназир Бхутто в мемуарах "Дочь Востока". По ее словам, именно казнь отца заставила ее стать политиком.

РАЗНЕСЛА ТЮРЬМУ. Когда Беназир стала премьером, она снесла тюрьму, где казнили ее отца, а место превратила в парк. С 1979 по 1984 годы ее неоднократно арестовывали за политическую деятельность. С 1984 года жила в Англии, в 1986 возвратилась в Пакистан, став лидером основанной ее отцом Пакистанской народной партии (ПНП). После победы на выборах 1988 года Бхутто заняла пост премьера, став самым неприятным человеком для местных исламских фундаменталистов — она не носила паранджу и отвергала некоторые положения шариата (выступала против того, чтобы ворам за кражу отрубали руки), а также для крупных землевладельцев (ее отец придумал земельную реформу, после которой часть крупных феодалов, владевших огромными участками еще при британском владычестве, лишилась наделов в пользу бедных).

Реклама

В октябре 1990 ПНП потерпела поражение на выборах, однако на следующих выборах опять победила и в 1993 году Беназир — снова премьер. В 1997-м — снова поражение. В начале 1998 года Бхутто, ее мужу и матери были предъявлены обвинения в коррупции, их счета в британских и швейцарских банках были заморожены. В 1999 году Бхутто уехала в Дубаи, откуда вернулась в Пакистан только в сентябре 2007-го.

ПОЛЬСКИЕ ТРАКТОРЫ И УБИЙСТВА. Азифа Али Зардари – мужа Бхутто, обвиняют в том, что он пользовался связями жены, чтобы помогать западным компаниям продвигать свой бизнес в Пакистане. Якобы есть документы, которые показывают, что Зардари помог крупной фирме из ОАЭ получить эксклюзивное право импортировать золото в Пакистан, за что Зардари якобы получил $10 на свой счет в одном из эмиратских банков. По другим данным, якобы Бхутто вместе с мужем помогли польской компании "Урсус" заработать на поставках тысяч польских тракторов в Пакистан — семья должна была получить 8% от суммы выручки. Впрочем, американский историк Артур Герман, много внимания уделявший истории Пакистана, писал в Wall Street Journal, что хотя многие из обвинений в адрес четы Бхутто были близки к истине, эти действия можно было оправдать ее стремлением к модернизации Пакистана: "Она всегда стремилась превратить его в современную страну, поэтому вполне могла рассматривать допуск западных компаний как один из методов".

Кроме обвинений в коррупции, на Бхутто "вешали" и заказные убийства. Ее обвиняли в том, что она и ее муж Зардари "заказали" ее брата Муртазу, который был убит в перестрелке с полицией в 1996 году, во время премьерства сестры. Муртаза и Беназир были врагами, в 1993 брат требовал у сестры допустить его к руководству партией. За это Бхутто обвинила его в терроризме и около года он провел в тюрьме.

Реклама

НЕПРИСТУПНАЯ. В своих мемуарах Несравненная (а именно это означает в переводе с урду ее имя) писала, что лучшими годами своей жизни считает 4 года, проведенные в Америке. В 1969-1973 годах она училась в Радклифф-колледже в Кембридже, где получила степень бакалавра госуправления. Мастер-программу проходила в британском Оксфорде, изучая философию, политику и экономику. Под влиянием историй, которые якобы однокурсники рассказывали о ее недоступности, презираемый ортодоксальными мусульманами Салман Рушди (кстати, посвященный британской королевой в рыцари) помянул ее в своих "Сатанинских стихах" под кличкой девственница-"Железные трусы". А музыкант Брайан Джонс, известный под псевдонимом "Муслимгоз" (он призывал к изгнанию евреев из Палестины) в 1991 году посвятил ей альбом, который так и назвал "Бхутто".

ДЕШЕВАЯ СВЯЗЬ. В ноябре 2007 года в одном из своих последних интервью она заявила российской газете "Аргументы и факты", что 15 лет назад сам Усама бен Ладен, тогда еще никому не известный, приказал своему близкому помощнику убить ее. "На меня охотятся, значит я популярна" — говорила Бхутто. Несмотря не пристальное внимание со стороны террористов, служба безопасности ни разу не смогла заставить ее одеть бронежилет. "Беззащитной" она была и в день смерти. Она также утверждала, что основные беды мусульманских стран происходят из-за того, что многие трактуют Коран как хотят: "Мой отец был против того, чтобы я носила паранджу, и спасибо ему за это. Одна из жен пророка Мухаммеда занималась бизнесом, и никто ей в этом не препятствовал." В ответ на упреки в том, что оба ее премьерства не принесли Пакистану избавления от бедности, Бхутто говорила, что "ей просто не дали сделать, то что она хотела". Как аргумент в свою пользу она приводила борьбу за права женщин и снижение тарифов на телефонную связь, которое обеспечивало ее правительство.

МИСТИКА СМЕРТИ. Беназир расстреляли в том же парке, где 56 лет назад в октябре 1951 года во время митинга покушались на жизнь первого пакистанского премьера Лиакуата Али Хана. Она была убита рядом с местом, где в 1997 году был повешен ее отец. Доктор Муссадиг Хан, который пытался спасти Бхутто, рассказал, как его отец дежурил, когда в больницу после покушения привезли первого пакистанского премьера.

Реклама

РЕКОРДСМЕН ГИННЕССА 54-летняя Беназир Бхутто (Mohtarma Benazir Bhutto) внесена в книгу рекордов Гиннесса как первая женщина в мире, возглавившая исламское государство. С 1999 года Бхутто жила в изгнании, в сентябре вернулась в Пакистан, чтобы принять участие в парламентских выборах. 27 декабря сразу после митинга в восточно-пакистанском городе Равалпинди Бхутто убили, ответственность за этот кровавый акт на себя никто не взял.

Хаван, работающий в одной из неправительственных организаций Пакистана рассказал "Сегодня", что окружение Бхутто говорило о будущих терактах против нее в Пакистане еще до того как она возвратилась в страну: "Во – первых есть вероятность того, что сам президент Мушарраф стоит за ее убийством. Также очень вероятно, что он знал о готовящемся покушении, но ничего не предпринял."