Болельщиков Евро-2008 встретят тысячи обнаженных людей

15 мая 2008, 07:20
На главной арене Евро-2008 в Вене две тысячи моделей-добровольцев сбросили одежду и позировали перед фотокамерой.

"Ни очков, ни часов, ни белья", - кричал моделям Туник. Фото АР

В воскресенье скандальный американский фотограф Спенсер Туник, который прославился тем, что бросает вызов общественной морали, снимая большие группы обнаженных людей в публичных местах, проводил очередную массовую сессию не так далеко от границ нашей страны, в столице Австрии Вене. Инсталляция была посвящена чемпионату Европы по футболу-2008, который стартует в Австрии и Швейцарии в следующем месяце, и фотоработы, которые получатся в результате, станут частью культурной программы праздника. До сих пор ни одна страна мира не решалась радовать болельщиков выставкой обнаженной фотографии, пусть даже сделанной в привычном для них антураже – на главной арене Австрии, где 29 июня пройдет финальный матч европервенства. Во славу искусства разделись и позировали в течение 6 часов около 2 тысяч человек.

"Повторяю, во время съемок вы должны быть полностью обнажены, ни часов, ни носков, ни солнечных очков, а также никто не должен улыбаться", – несколько раз напутствовал участников съемки маэстро. В ответ модели- добровольцы смеялись и громко свистели, как настоящие футбольные фанаты, но как ни странно, в момент, когда раздавались щелки фотоаппарата (их отчетливо передавала звуковая система стадиона), покорно замирали. Иногда в самый ответственный момент тишину нарушали детские крики "мама", и "модели" заливались веселым смехом (да-да, некоторые особо преданные фанаты Туника привозят с собой малолетних отпрысков, и им разрешается надевать памперсы, правда в кадр их за это не берут).

Реклама

Приступая к съемке первых кадров, Туник попросил участников съемок стать ногами на откидывающиеся сиденья. Это оказалось непросто, и несколько человек, потеряв равновесие, упали, а одному даже понадобилась медицинская помощь. Впрочем, это было первое и последнее обращение к врачам с медицинской целью, после обнаженные парочки использовали работников "скорой" по-другому. Они вручали им свои любительские камеры и просили "щелкнуть" на память о мероприятии.

В целом в течение нескольких часов Спенсер Туник и его команда заставляли 2000 голых людей синхронно влезать на кресла, раскинув руки, лежать, раскинувшись сразу на четырех сиденьях и стоять спиной к фотографу, наклонившись. Кроме того, модели изображали своими телами сложные геометрические фигуры, которые начинались на футбольном поле, и расширяясь, заканчивались высоко на трибунах стадиона. И наконец, в последнем сете мэтр разделил моделей по половому признаку, и снимал сперва мужчин, а потом женщин с мячами. Конечно, трудно заглянуть в глазок чужой камеры, но исходя из позиций, на которых настаивал Туник, он собирается изобразить мужчин и женщин, беременных мячами. Кстати, в ходе съемок фотограф постоянно менял точку съемки, начал на поле, а под конец даже взобрался на крышу стадиона, чтобы запечатлеть лежащих внизу голых мужчин. Помимо этого, он балансировал с камерой вверху металлических конструкций, которые собирала его команда. Самая главная тайна – какими будут снимки, которые попадут на выставку, которая откроется 23 июня.

"Я МЫЛСЯ С ФУТБОЛИСТАМИ И ПОНЯЛ, ЧТО ТЕЛО — ЭТО КРАСИВО". Отсняв на венском стадионе 2000 обнаженных людей, всемирно известный фотограф дал интервью "Сегодня".

Реклама

— Я сделал сегодня кучу работы, я удивлен и счастлив, что мои модели выдержали все это и провели со мной столько часов. Я сделал сегодня серьезную работу, конечно, я мог просто устроить шоу для прессы и закончить всю съемку за один час, но мы действительно работали для искусства, я для людей и люди для меня. Мы заполнили все пространство стадиона телами... Я уверен, что конечный результат вас удивит (смеется). 1850 человек позировало, это большой подарок для меня, что они пришли и разделись. Я убийственно устал, но очень счастлив.

— Вам раньше приходилось снимать на стадионах?

— Нет, такое я только в Европе могу осуществить. В Америке если я припрусь на стадион с толпой голых людей, меня просто арестуют. Съемка на стадионе — это как съемка в искривленном пространстве, как будто в горах, у меня на самом деле мало такого опыта. Как будто среди искусственных гор.

Реклама

— А футболом вообще интересуетесь?

— Ну так себе, смотрю только полуфиналы и финалы. В юности я некоторое время играл в дублирующем составе футбольной команды, я был защитником, а коллектив состоял в основном из людей южноамериканского происхождения. Естественно, я мылся в душе вместе со своими одноклубниками, возможно, с тех пор я привык к наготе и у меня появилось желание возвести наготу в ранг искусства. Что касается мячей... Мне вообще нравится, чтобы модели держали в руках какие-то предметы, это добавляет движения в кадр. Еще в 90-х годах я старался вложить что-то в руки моделей, они у меня даже плавали в реке на досках, а однажды в Америке 500 человек одновременно выстрелили из 500 бутылок шампанского. Но именно с мячами я своих моделей никогда не снимал, лишь однажды в Нью-Йорке я фотографировал обнаженную девушку, которая держала в руках большой глобус. Но толпа с мячами — такое у меня в первый раз, мне это почему-то напомнило немые фильмы 20-х годов.

— Во время инсталляций вы ведете себя очень нервно, волнуетесь как в первый раз?

— Когда я провожу съемки, конечно, я весь на нервах. Я ведь должен не только сделать все задуманное, но и сделать так, чтобы все это нравилось людям, которые принимают участие. Это не просто голый арт или фото нудистов, я планирую инсталляции, на которые сейчас смотрит весь мир. Понимаете, это не просто позирование моделей, здесь раздеваются простые обычные люди. И если у этой работы не будет успеха, они могут не придти ко мне в следующий раз, когда я приеду. Сегодня это заняло много времени, поскольку в таком большом пространстве очень трудно переставлять людей с позиции на позицию. Но австрийцы и гости этой страны оказались очень терпеливыми, они не просто пришли и сбросили одежду, но еще работали вместе со мной. Я выбрал среди них несколько человек, которых я собираюсь снимать индивидуально — у них прекрасные лица и тела. Во время съемок я использую четыре фотоаппарата и две видеокамеры, со мной вместе путешествует восемь человек.

— Не хотели бы попробовать собрать тысячи людей для съемок в Восточной Европе, к примеру — в Украине?

— Да, я с удовольствием бы это сделал в вашей стране, собственно, как и в любой стране Восточной Европы. Единственное, что для этого необходимо, чтобы любой музей современного искусства меня пригласил.

По словам арт-директора "Пинчук арт- центра" Питера Дорошенко, выставочный центр отслеживает творчество Спенсера Туника, и открыт к сотрудничеству, правда, конкретных планов относительно Туника пока нет. Как сообщил нам г-н Дорошенко, год назад, он, еще работая в Лондонском арт-центре Baltic, проводил выставку фото Спенсера Туника, снятых в Англии.

"ТАК ЗДОРОВО СТОЯТЬ, РАСКИНУВ РУКИ, КАК ПТИЦА". "Я просто стар и не могу больше заниматься сексом, поэтому езжу за Туником, чтобы хотя бы смотреть на голых женщин", — пытался отшутиться в ответ на вопрос, что его привело на съемки, самый старый участник венского "бала голых", 82-летний Генрих, приехавший из Парижа вместе со своим 20-летним внуком.

"Я прожил долгую жизнь, еще в 15 лет стал натуристом (в 40-х годах в Австрии, где он родился, было очень популярно загорать и отдыхать голыми. — Авт.), потом стал католическим монахом-бенедиктинцем, провел в ордене 20 лет, и вы знаете, перестал верить в Бога. То есть я не знаю, есть он или нет, но в любом случае поклоняться ему надо не так, как это делают в монастырях. Обнаженное тело — это чудо, и того, что делает Туник, больше нигде не увидишь", — сказал он "Сегодня", потрясая костылями (он недавно перенес операцию на колене и не мог позировать во всех сценах).

"Слушайте, так здорово балансировать на сиденье, раскинув руки, как птица, и видеть вокруг себя сотни людей, застывших в таких же позах", — эмоционально рассказывал директор Венского выставочного центра Геральд Матт, который решил раздеться и поучаствовать в съемках. "Да, здорово было, только холодно, полы бетонные, а часто приходилось ходить из сектора в сектор. Какое счастье было, когда в последней сцене Туник вывел нас всех на солнышко", — рассказала Глория, которая приехала на съемки из солнечной Барселоны.

Пресса, пристально наблюдающая за всеми выходками господина Туника, упрекает его в двух вещах. Первое — что он собирает вокруг себя эксгибиционистов и извращенцев, второе — что его деятельность – просто бизнес, дескать, он дурачит людей, которые позируют бесплатно, а сам "отгребает" баснословные гонорары за инсталляции и потом еще доходы от входных билетов на выставки. Ответные аргументы фотографа — во время инсталляций не происходит ничего криминального, а его снимки не являются порнографией. Что же касается бизнеса, Туник говорит, что платил бы моделям, если бы ему позволяли его финансовые возможности. Сам он и его команда выглядят достаточно скромно, передвигаются по четыре человека в такси, что о богатстве не свидетельствует.

Пока что участие в съемках — дело сугубо добровольное, своих моделей он ищет через интернет. Позировать маэстро может человек любого возраста (дети до 16 лет только с родителями), пола и расы, в подарок он получит плакат с автографом Спенсера Туника. Чтобы окупить поездку, его можно продать на интернет-аукционе за 100-200 евро, как это делают некоторые модели. Кстати, после венской инсталляции его команда бойко торговала футбольными мячами с автографом художника по 30 евро. Модели покупали, говоря между собой, что через месяц такая вещь будет стоить целую сотню.

В 90-х годах 20-го века Туник начал работать с сотнями людей, а после миллениума количество добровольцев стало исчисляться в тысячах. В 2000 – в Хельсинки, 4000 ягодиц – в Сантьяго-де-Чили, 4500 человек в 2001 году в Мельбурне и, наконец, рекорд: 18 000 в 2007 году в Мехико.

КОРОЛЬ ГОЛЫХ. Широкую известность Спенсер Туник получил в 1994-м, когда через суд доказал свое право снимать группы голых на улицах Нью-Йорка (до этого его то и дело пытались привлечь к ответственности за развратные действия в общественных местах). По решению суда он теперь может делать это на улицах, но не в общественных местах (церквях или спорткомплексах, например). С тех пор на его счету 65 фотоинсталляций с массовым обнажением. Компания HBO сняла о его деятельности два фильма. Инсталляции Туника стоят больших денег — от $60 000 долларов — и требуют тщательной подготовки. Самое главное — это собрать достаточное количество людей, ведь планы может испортить внезапный дождь.

Смотрите ФОТОРЕПОРТАЖ.