Будда родился! Ему исполнился 2631 год! (ФОТОРЕПОРТАЖ)

1 июня 2007, 11:59
Буддисты всего мира отмечают один из важнейших своих праздников – Весак, День рождения, просветления и ухода в нирвану Будды.

Reuters

Реклама

По мнению большинства буддийских школ, эти три события произошли в один день года. В этот праздник буддийские монахи украшают монастыри и храмы, проводят торжественные молебны и шествия, а миряне преподносят им угощения и подарки и слушают их наставления.

В 1999 году Генеральная Ассамблея ООН по просьбе 34 стран-членов организации приняла резолюцию "О международном признании дня Весак". Резолюция была поддержана многими азиатскими буддийскими государствами, а также странами, где большинство населения исповедуют другую религию.

Реклама


Согласно воззрениям буддистов, Будда Сакьямуни (Сиддхартха) жил в VII-VI вв. до н.э. Ученые склоняются к более поздней датировке – VI-V вв.

Родившись в аристократической семье рода Шакья, правившего небольшим княжеством на границе современной Индии и Непала, царевич Сиддхартха до 29 лет прожил во дворце, женился, у него появился сын. Однако когда жажда познания окружающего мира увела его в город за пределами дворца, царевича до глубины души потрясло несовершенство мира – болезни, старость, смерть. После этого Сиддхартха в корне изменил свою жизнь и отправился на поиски истины и способа избавить людей от страданий.

Реклама


Облачившись в одежды скитающегося монаха, он направился в юго-восточную Индию. Он начал учиться жизни отшельника и заниматься суровым самоистязанием. Через 6 лет, на грани смерти он обнаружил, что суровые аскетические методы не приводят к большему пониманию, а просто затуманивают ум и изнуряют тело. Отбросив самоистязание и сосредоточившись на медитации, он обнаружил срединный путь избегания крайностей потворствования себе и самоистязания. Сев под смоковницей, теперь называемой деревом Бодхи, он поклялся не вставать, пока не обнаружит Истину. В возрасте 35 лет он достиг "Пробуждения" в майское полнолуние. Тогда его стали называть Гаутама Будда или просто "Будда", что означает "Пробудившийся".

Он заявил, что достиг полного Пробуждения и осознал причину человеческого страдания вместе с шагами, необходимыми для её устранения.

Будда подчеркивал, что он не является Богом. Будда — лишь наставник для тех существ, которые решили сами пройти путь, достичь Пробуждения и познать истину и действительность, как она есть.

В ходе дальнейших 45 лет жизни он путешествовал по долине реки Ганг, преподавая своё учение самым разным людям от аристократов до изгоев, в том числе сторонникам соперничающих философий и религий. Его религия была открыта для всех рас и классов и не имела никакой кастовой структуры. Он основал Общину буддийских монахов и монахинь, чтобы сохранить Учение после его окончательной "Ниббаны" и ухода из мира. В возрасте 80 он решил уйти из мира. Он съел свою последнюю еду, которой было пожертвование от кузнеца Чунды, и неважно себя почувствовал. В присутствии своих последователей Будда ещё раз убедился в том, что его Учение понято и сохранено, и скончался в майское полнолуние. Последними словами Будды были: "Всё конструированное подвержено исчезновению. Усердно старайтесь!"


Праздник, который приходится на день полнолуния второго месяца индийского лунного календаря (конец мая – начало июня), посвящен трем самым главным событиям в жизни Будды Шакьямуни – его рождению, просветлению и уходу в нирвану. Большинство буддистских школ считают, что все эти три события произошли в один и тот же день года, поэтому в их память было установлено единое торжество. Называется оно в разных регионах мира по-разному – Вишакха Пуджа или Весак (по названию месяца, на который приходится праздник) в Индии, Дончод-хурал в Монголии, Сага Дава – на Тибете.


Всего празднества будут длиться около недели – монахи проводят в монастырях торжественные молебны и шествия, украшают храмы цветами и фонариками, которые символизируют свет буддистского учения, расставляют вокруг священных деревьев бодхи и ступ масляные лампы, а миряне слушают истории из жизни Будды и его учеников, медитируют и преподносят подарки монахам.


По завершении праздничных молебнов и шествий, буддисты-миряне организуют угощение для монахов и дарят им подарки. Таким образом они свидетельствуют о своей преданности учению Будды, где буддийская община – Сангха – почитается, наряду с Буддой и Дхармой как одна из Трех Драгоценностей. Во время праздника правоверные буддисты должны со всей тщательностью любых соблюдать запрет на проведение сельскохозяйственных работ – это делается для того, чтобы в священные дни не наносить вреда даже самым маленьким живым существам. Многие даже дают обет строгого поста и молчания в течение семи дней, поминая Будду и практикуясь в воздержании.