Бывший солдат вермахта: "Последние дни войны я провел, обороняя Рейхстаг"

7 мая 2010, 07:21
Экс-солдат вермахта вспоминает о плевках эсесовцев, "кукурузниках" и первом флаге СССР.

Реклама

Читайте также

Как украинцы вешали знамена на Рейхстаг

Накануне юбилея Победы "Сегодня" встретилась с жителем Берлина, 82-летним Эрнстом Битхером, который последние дни войны провел в Рейхстаге, обороняя его. В 15 лет он был призван в вермахт и прошел обучение в качестве вспомогательного персонала зенитчиков — Luftwaffenhelfer. "Я знаю, какое значение в СССР и России при освещении войны придавалось и придается взятию Рейхстага 30 апреля, — рассказывает Эрнст. — И как это преподносится: штурм тысяч красноармейцев, ожесточенное сопротивление немцев. В фильмах это хорошо смотрится. Понятно, что Рейхстаг и руины вокруг — отличная декорация для съемок, намного красочнее, чем рейхканцелярия, но кто же находился в Рейхстаге в действительности?"

Реклама

Следует сказать, что после пожара 1933 года Гитлер ни разу не был в Рейхстаге, и в нацистской Германии это здание не играло никакой политической роли. Парламент больше там не собирался, а во время войны в нем размещался центральный военно-медицинский архив, госпиталь, родильное отделение клиники Шарите и рота солдат, которые по состоянию здоровья не могли воевать. Там было еще несколько сот гражданских служащих и множество детей, которых до этого ежедневно на автобусах привозили в относительно безопасное здание.

"КУКУРУЗНИКИ" И СС. "Нашу зенитную батарею перебросили к Рейхстагу 26 апреля. До этого мы несколько месяцев стояли на юге Берлина. По дороге к Рейхстагу мы заночевали у аэропорта "Темпельхов" и стали свидетелями интересной истории. Ночью прилетели русские самолеты, по виду еще времен Первой мировой войны ("кукурузники". — Авт.), почему-то выключили двигатели и, кружа на бреющем полете, стали бросать то ли гранаты, то ли мины… Было странно видеть, во-первых, такие самолеты, во-вторых, мы спрашивали себя, зачем они выключили двигатели", — вспоминает Эрнст.

28 мая в Рейхстаге появились эсесовцы. Они стали ловить в округе и расстреливать дезертиров. Парень был свидетелем одной такой экзекуции, наблюдая ее из окон верхнего этажа. Несколько эсесовцев уже приготовились к стрельбе, и тут начался сильный артобстрел. Эсесовцы бросились в укрытие, а солдат, которого хотели расстрелять, просто убежал.

Реклама

ФЛАГ. 30 апреля после очередного мощного обстрела Эрнст прятался в подвале, но его нашли два эсесовца и, назвав "трусливой свиньей", отправили на кухню, где женщины делали бутерброды. Парень понес снедь в находящееся на другой стороне Кенигсплац (ныне площадь Республики) здание министерства внутренних дел. "Когда вечером я вернулся в Рейхстаг, мне сказали, что в нем появились русские солдаты. Все были очень взволнованы. Чтобы в темноте своих от чужих отличить, сообщили пароль и отзыв. В это время на крыше и водрузили первое красное знамя. Но мы об этом ничего не знали, — рассказывает Битхер. — Как рассказывали мне потом, в Рейхстаг несколько раз приходили русские парламентеры, предлагали сложить оружие и сдаться. Они говорили: "Через день-два война закончится. Зачем лишние смерти и у вас, и у нас". Наши это понимали, никто не хотел погибать в последние часы войны, но попробуй сдаться, когда у тебя СС за спиной. Эсесовцы, кстати, издевались над парламентерами — плевали в них, обзывали".

ПЛЕН. Солнечным утром 1 мая верхние этажи Рейхстага запылали. "Что мне там делать, подумал я и пошел от здания. В этот момент услышал свист пуль. В воронке неподалеку лежало трое русских. Как они в меня не попали, непонятно. То ли это были предупредительные выстрелы, то ли красноармейцы были выпившие. Ведь 1 мая — праздник. Спрятавшись за поваленным деревом, я достал гранату¬-"яйцо" и бросил в их сторону. Граната не взорвалась, но они залегли, и это дало мне возможность убежать, — продолжает Битхер. — В этот же день я узнал о женитьбе и самоубийстве Гитлера. До того момента я верил в приход армии генерала Венка и освобождение Берлина. Известие о том, что Гитлер женился, для меня лишило его статуса полубога. Он вдруг стал обычным человеком".

Следующую ночь парень провел неподалеку, в подвале дворца Бельвю. Утром 2 мая снаружи послышалась русская речь. Мы вышли, и нас даже не обыскивали на наличие оружия. Русские повторяли лишь "Ури. Ури" (Uhr (ур) — часы. — Авт.) Они хотели наши часы. Потом был сборный пункт, а затем нас пленных колоннами долго водили по центральным улицам Берлина". Проведя четыре месяца в лагере для военнопленных, Эрнст Битхер в августе 1945 года вернулся домой, в американский сектор Берлина.

ОРГАН. Если сегодня депутаты Бундестага или сотрудники аппарата немецкого парламента приходят на христианское богослужение в капеллу реконструированного по проекту британца Нормана Фостора здания Рейхстага, а капелла — межконфессиональная, то могут услышать привозимый туда на это время передвижной орган. Он создан компанией, у истоков которой в 1950 году стоял Эрнст Битхер.

Алексей Смолин