Наши в Сирии: "Дети по звуку знают, стреляет танк или РПГ"

23 июня 2012, 05:49
Украинка, проживающая в разделенном армией и оппозицией Хомсе, рассказала "Сегодня" о жизни в городе.

Хомс. Кварталы, которые находятся под контролем боевиков, сильно разрушены и практически безлюдны. Фото AFP

Вокруг Сирии на этой неделе события развивались по сценарию, еще раз доказывающему, что практически на последнем этапе находится подготовка свержения президента Башара Асада. Неназванный источник в Вашингтоне заявил Telegraph, что представители ближнего круга Асада и высокопоставленные военные уже готовят свой побег, сопровождая это переводом денег в банки Ливана и КНР (на операции с западными банками наложены санкции). Они якобы пытаются установить контакты с лидерами повстанческого движения и отказываются выполнять приказы руководства. "Мне точно известно, что несколько высокопоставленных офицеров ждут момента, чтобы бежать, — приводит Telegraph слова собеседника. — У нас есть имена людей из президентского дворца. Ходят слухи, что один из них — по-настоящему близкий соратник Асада. В ближайшее время мы, вероятно, увидим его за пределами страны". В четверг стало известно, что генерал ВВС Хасан Мерей аль-Хамад бежал на истребителе МиГ-21 в Иорданию. Напомним, что одним из переломных моментов в ливийском восстании против Муаммара Каддафи стало бегство его соратников. Асаду сделано уже и самое важное предложение: в ходе саммита G20 в Мексике президент США Барак Обама и британский премьер Дэвид Кэмерон согласились предоставить Асаду неприкосновенность, в случае если он откажется от власти. Сам Асад говорит, что решать его судьбу должен народ Сирии. А он считает, что народ против его отставки.

НАШИ. Ряд стран готовят операции по эвакуации своих граждан, МИД РФ рекомендовал россиянам воздержаться от поездок в Сирию. Украинцы, которые не выехали в самом начале конфликта, пока не паникуют. "Лично я уезжать не собираюсь. Я уеду только тогда, когда сюда войдут боевики, повстанцами мы их не называем. Если уехать сейчас, то не известно, будет ли возможность вернуться", — заявила "Сегодня" бывшая жительница Николаева Татьяна, 20 лет проживающая в Хомсе — городе, в котором происходят самые ожесточенные бои.

Реклама

По словам украинки, сейчас Хомс разделен на несколько частей, некоторые из которых контролируют повстанцы, другие — армия. "Там, где боевики, осталось очень мало людей — все, кому было куда ехать или были деньги, чтобы снять квартиру, уехали. В Хомсе целые кварталы оказались покинутыми. Практически опустел христианский квартал. Но некоторые районы люди сами отстояли, дождавшись прихода армии, — продолжает Татьяна. — На выезде из нашего района стоит армейский пропускной пункт, со стороны боевиков также оборудован КПП. Раньше можно было спокойно въезжать и выезжать из этих районов, но вот уже неделю боевики никого оттуда не выпускают. Муж моей подруги сейчас не может выехать. Видимо, людей, оставшихся там, держат как заложников, чтобы армия не начала наступление. По слухам, в таком положении 1000 человек".

По словам Татьяны, местные жители уже приспособились жить в условиях постоянных обстрелов: "В основном стреляют ночью. Сегодня утром стреляли очень сильно с обеих сторон. Когда стреляют, люди стараются не выходить из домов — можно попасть под шальную пулю. Жители многоэтажек спускаются в подвалы или на первый этаж. Когда спокойно, дети выходят гулять, на улице идет торговля, но продукты сильно подорожали. Уже даже трехлетние ребятишки различают по звуку, когда начинает стрелять танк, когда РПГ, когда летят ракеты, как далеко идет бой и кто стреляет — солдаты или боевики".

"У нас жизнь протекает на первый взгляд обычно — сейчас выпускники сдают экзамены, университет и предприятия работают, – говорит Татьяна. – Продукты есть, но все подорожало. Раньше Сирия славилась дешевыми фруктами, а сейчас... Проблема в доставке продуктов, ведь не каждый захочет сюда ехать".

Реклама

По словам Татьяны, горожане боятся, что Асад покинет свой пост: "Мы считаем, что после смены власти будет только хуже. Половина Хомса — за Асада, а значит против этих людей могут начаться репрессии. Нынешняя власть навела порядок, сдерживала радикалов и удерживала равновесие между людьми разных мировоззрений и религий, которые живут в Хомсе".