События 2011 года, которые изменили мир

29 декабря 2011, 08:28
Арабская весна и "японский Чернобыль" грозят испортить нам будущее, зато маленькие девочки снова мечтают выйти замуж за принца.

Москва. На последний митинг вышли 102 тысячи москвичей

РОССИЯ: ПУТИН В КРЕМЛЬ, ЛЮДИ ВЫХОДЯТ НА УЛИЦЫ

Выборы в Госдуму 4 декабря, которые все считали дежурным ритуалом перед неминуемым переизбранием Путина президентом, привели к неожиданным результатам. Да, на них снова победила "Единая Россия", но впервые против этого восстал народ. Власть обвинили в фальсификациях и потребовали проведения новых выборов. Впервые на улицы Москвы вышла не пара сотен маргиналов-оппозиционеров, а десятки тысяч людей.

Реклама

Все очень напоминает, как у нас все начиналось накануне Майдана. Но до своей "оранжевой революции" россиянам, похоже, еще далеко. Во-первых, они четко знают, против кого они идут — против Путина, перспективы "воцарения" которого в Кремле на 12 лет не всех устраивает. Но непонятно за кого — кто российский Ющенко, который возглавит сопротивление ВВП? Такового пока нет и до выборов президента вряд ли появится. Во-вторых, сам по себе Путин — сильный и популярный политик. Он вполне может выжить и победить даже в условиях политической конкуренции.

Однако ясно одно — политическая спячка России закончилась. Она продолжит бурлить, акции протеста будут нарастать, и это окажет непосредственное влияние на страны СНГ, многие из которых копировали российскую модель "управляемой демократии". В Казахстане, например, уже заполыхало…

"АРАБСКАЯ ВЕСНА": ПРАЗДНИК ДЕМОКРАТИИ С НЕПОНЯТНЫМ КОНЦОМ

Реклама

Радикальное и до конца еще не осознанное влияние на мир в 2011 году оказали арабские страны, народы которых неожиданно для многих охватила тяга к демократии. Восстав в Тунисе непосредственно на католическое Рождество против диктаторского режима, они запустили цепную реакцию, от которой до сих пор лихорадит Северную Африку и Ближний Восток. В Тунисе все закончилось 14 января, когда был свергнут президент Зин эль-Абидин Бен Али, который находился у власти 24 года.

Однако по-настоящему мир оценил масштабы происходящего, когда волнения перекинулись на Египет. Этой ключевой страной арабского мира уже 30 лет правил Хосни Мубарак. Герой войны с Израилем, он долгое время не хотел сдавать позиции и сопротивлялся три недели — с 25 января по 11 февраля.

Реклама

Полиция жестко пыталась пресечь митинги на ставшей знаменитой площади Тахрир, где были убиты сотни людей. Но это не остановило египтян. Сопротивление улицы нарастало, Каир и другие крупные города погрузились в хаос, а Запад четко дал понять Мубараку, что не потерпит, если тот расправится со своей революцией при помощи танков. Впрочем, старик Хосни может быть и наплевал бы на эти угрозы и бросил бы на подавление бунта армию. Но вот тогда армейская верхушка, чтобы сохранить свои позиции, решила отвернуться от Мубарака. Ведь жила она, в основном, за счет освоения многомиллиардной помощи, которой щедро снабжали Египет США в обмен на мир с Израилем. Пока Мубарак был гарантом того, что эти деньги будут поступать, — армия была с ним. Как только поняла, что Мубарак может стать препятствием — перешла на сторону "революционного народа". Сам Хосни был отстранен от власти, которая перешла к военной хунте, обещавшей провести выборы. Обстановка же в Каире остается революционной — на площади Тахрир собираются тысячи, требующие, чтобы военные отдали власть гражданскому правительству.

В Ливии, как известно, все закончилось куда более трагически — страна на полгода погрузилась в пучину гражданской войны. Муаммар Каддафи долго не хотел отдавать власть и, в итоге, был побежден оппозицией при поддержке авиации НАТО. В Сирии режим Башара Асада пока еще держится, но международное давление на него усиливается. Неспокойно и в других арабских странах, и к чему все идет в регионе — непонятно. Ведь пока никакого торжества демократии в странах победившей "арабской весны" незаметно. Там, где прошли выборы (Тунис и Египет), — торжествуют разве что исламисты, за которых и проголосовал народ.

В перспективе это все в комплексе может создать труднопрогнозируемые риски для стабильности во всем регионе, а учитывая его геополитическое значение (Суэцкий канал, залежи энергоносителей), и для всего мира. Очень тревожно чувствует себя Израиль: если в Египте действительно придут к власти исламисты, может дойти и до новой войны.

США И ЕС: НА ГРЕБНЕ ВТОРОЙ ВОЛНЫ

Мир весь год балансировал на грани нового мирового кризиса. Слабым звеном оказались бывшие локомотивы мировой экономики — США и ЕС. Америку добивал огромный внешний долг и застой в экономике. Летом чуть не случился дефолт — когда республиканцы, разъяренные нежеланием демократа Обамы сокращать расходы бюджета, пригрозили не увеличивать потолок внешнего долга страны. То есть — не дать возможность правительству набрать новые долги, чтоб расплатиться по старым. Тогда удалось кое-как договориться, но неприятный осадок у инвесторов остался. В Европе целый ряд стран, во главе с Грецией, оказались на грани дефолта. Заговорили даже о распаде зоны евро (или о выведении из нее слабых экономик).

Пока ни в США, ни в ЕС не нашли эффективный способ решения своих проблем. И уже сейчас этот фактор оказывает негативное влияние на мировую экономику: сокращается спрос на товары (в том числе и на наш экспорт), закрываются международные рынки заимствований, что ограничивает приток денег, в том числе, и в нашу экономику. Единственная надежда на развивающиеся страны — Китай, Индию, Россию, Бразилию и другие. Пока на Западе проблемы, они должны нарастить свои экономические мускулы, чтоб не дать сильно упасть мировому спросу на товары и услуги, чем и вытянут мировую экономику из кризиса. Успеют ли нарастить, прежде чем США и ЕС станет совсем плохо, — еще вопрос. Но уже совершенно очевидно, что центр мировой экономической власти перемещается от стран Запада к ведущим странам третьего мира. Для Украины это означает усиление влияния РФ, которая, в отличие от Запада, имеет возможность и желание вкладывать в нас деньги.

ИЗ-ЗА "ФУКУСИМЫ" ЗАКРЫВАЮТСЯ АЭС

Мир вновь пересмотрел свое отношение к ядерной энергетике, пережив в этом году вторую по масштабам после Чернобыльской катастрофы аварию на японской АЭС "Фукусима-1", произошедшую

11 марта в результате 8,9-балльного землетрясения. И если на ЧАЭС все ограничилось единственным выбросом в результате взрыва, то "Фукусима-1" травила радиацией воздух и море с марта по сентябрь, а собирать зараженную почву и воду будут еще не один месяц.

Реакция мира не заставила себя ждать — Германия решила закрыть все существующие АЭС; Швейцария, Швеция и Финляндия серьезно обсуждают этот вариант, хотя это грозит им переходом из экспортеров в импортеры электроэнергии. Ведь если даже такая передовая в технологическом отношении страна, как Япония, не смогла уберечь себя от катастрофы (или хотя бы ее быстро локализировать), то что уж говорить о других?

В то же время катастрофа на "Фукусиме" вновь привлекла внимание к проблемам Чернобыля, 25-летие которого отмечали в апреле. И в немалой степени поспособствовала тому, что ведущие мировые державы таки дали дополнительные средства на строительство саркофага.

СВАДЬБА: БУДУЩАЯ КОРОЛЕВА С ДИПЛОМОМ


Свадьба десятилетия

В этом году монархия вернула себе утраченный мировой престиж, приковав внимание свадьбой принца и "золушки". В апреле состоялась женитьба десятилетия — второй на очереди на британский престол принц Уильям взял в супруги простолюдинку, наследницу миллионного состояния Кэтрин Миддлтон, с которой познакомился в 2005 году. Это торжество побило рекорд по количеству людей, которые наблюдали за ним: 24,5 млн человек смотрели свадьбу в прямом эфире в Великобритании, оценки глобальной аудитории колеблются от 300 млн до 2 млрд человек.

У этой свадьбы есть еще одна особенность — впервые у Великобритании появилась будущая королева, у которой есть диплом о высшем образовании. Кэтрин закончила, причем с красным дипломом по истории искусств, шотландский университет Сент-Эндрюс. Предыдущие супруги британских монархов были высокообразованными людьми, но получили образование либо частным образом, либо в закрытых школах.

Молодая семья Уильяма также является первой королевской семьей, которая до официальной церемонии жила в гражданском браке. Сейчас главная задача Миддлтон — родить первых правнуков королеве Елизавете II, чтобы гарантировать передачу короны по линии династии Виндзоров.