США волнуется, что Россия не поделится шкурой неубитого медведя

16 мая 2007, 08:43
Америка спешит вступить в борьбу с Россией за полярные энергоресурсы.

news.dri.edu

Заместитель председателя сенатского комитета по иностранным делам, сенатор-республиканец Ричард Лугар выступил с предупреждением о том, что Россия претендует на потенциальные запасы нефти и газа в Северном Ледовитом океане и что интересам Соединенным Штатам может быть нанесен "прямой урон", если США не ратифицируют Конвенцию ООН по морскому праву и не вступят в борьбу за полярные энергоресурсы.
 
"Россия в рамках положений конвенции заявила права на участки Северного Ледовитого океана в надежде застолбить потенциальные запасы нефти и газа, которые могут стать более доступными по мере уменьшения полярной ледяной шапки вследствие изменения климата", – сообщил Лугар в заявлении, распространенном во вторник вечером в Вашингтоне.
 
"Если США не ратифицируют конвенцию, Москва сможет предъявлять свои претензии без американского участия за столом (переговоров)", – заявил сенатор, предупредив, что промедление с ратификацией документа "может нанести прямой урон американским интересам".
 
Лугар поддержал распространенное во вторник Белым домом в Вашингтоне заявление президента Джорджа Буша, который призвал сенат США ратифицировать конвенцию ООН "в течение текущей сессии конгресса".
 
Ратификация "послужит национальным интересам США, в том числе морской мобильности наших вооруженных сил по всему миру", заявил Буш.
 
"Это гарантирует защиту суверенных прав США на значительные морские территории, в том числе на находящиеся там ценные природные ресурсы", – указывается в заявлении главы Белого дома, где подчеркивается, что ратификация конвенции "обеспечит США место за столом переговоров при обсуждении и интерпретации прав, имеющих жизненно важное значение для наших интересов".
 
Поддержав заявление Буша, сенатор Лугар напомнил, что Конвенция ООН по морскому праву "была задумана во время "холодной войны" для защиты жизненно-важных интересов в области национальной безопасности, а также морских и экологических интересов США от посягательств со стороны Советского Союза и напористых развивающихся государств".
 
Заявив, что выработка конвенции стала "триумфом американской дипломатии", зампредседателя сенатского комитета напомнил также, что этот документ "гарантирует, что американские военные и торговые корабли могут свободно проходить у любого побережья, через все океанические узкие места и даже через морские линии зарубежных архипелагов, таких как Индонезия и Филиппины".
 
"Эти гарантии, которые в большинстве случаев включают также права на пролет территории, жизненно важны для нашей национальной обороны. Они гарантируют, что наши военно-морские корабли и подводные лодки смогут плавать свободно, что наши торговые суда и танкеры будут иметь доступ ко всем морским линиям и что мы сможем контролировать огромные богатства, простирающиеся в море на 200 миль от наших берегов и включающие громадные запасы рыбы в океане, а также находящиеся под ним нефть и газ", – подчеркнул Лугар.
 
При этом он отметил, что ратификацию "поддерживают Пентагон, военно-морской флот и президент Буш", а также американская "энергетическая индустрия".
Лугар в своем заявлении возразил также тем противникам конвенции в США, которые выступают против ратификации, опасаясь, что США придется "подчинить" свой суверенитет ООН и что возможности для действия американского военно-морского флота и разведки могут быть ограничены.
 
"Ратификация конвенции никак не изменит статус-кво в том, что касается деятельности американской разведки и подводных лодок в территориальных водах других стран – мы будем продолжать действовать в рамках тех же самых правил, которыми мы руководствовались на протяжении более 40 лет", – заявил сенатор, отметив, что американская "военная активность на море особо защищена и не может быть оспорена другими странами в суде".
 
"Администрация Буша мудро воспользовалась положениями конвенции о разъясняющих декларациях и ясно заявила, что только мы сами определяем, что является "военной активностью", и это определение пересмотру не подлежит", – подчеркнул Лугар.