Суд решит судьбу президента ЕС

3 ноября 2009, 08:07
Чехия согласилась на Лиссабонский договор, выторговав имущество изгнанных немцев

Похоже, все готово к введению изменений в действующие соглашения о Европейском союзе и учреждению поста президента ЕС, что по задумке, должно упростить процедуру принятие решений в организации из 27 стран. Последнее препятствие в виде подписи президента Чешской республики Вацлава Калуса под так называемым Лиссабонским договором, который заменяет проваленную на народных референдумах евроконституцию, было устранено на прошлой неделе. До этого договор подписали и ратифицировали в 26 странах-членах ЕС. Клаус согласился поставить свою подпись, изрядно поторговавшись. В частности, он добился разрешения не присоединяться к прилагаемой к Лиссабонскому договору Хартии по основным правам человека, тем самым оградив Чехию от имущественных исков со стороны немецких семей, выселенных с территории страны после Второй мировой войны. Однако Клаус должен ждать решения чешского Конституционного суда по жалобе сенаторов, считающих, что договор противоречит конституции Чехии.

Если сегодня суд отклонит жалобу сенаторов, то Лиссабонский договор может вступить в силу уже в этом месяце. Тогда же начнется борьба за пост президента объединенной Европы и главы внешнеполитического ведомства, которые будут представлять ЕС на международной арене 2,5 года. В борьбе за президентский пост, которая может произойти 11-12 ноября, существует интрига. Политологи уверены, что ранее претендовавший на этот пост Тони Блэр упустил свой шанс, поскольку на данный момент стал очень непопулярным среди европейских политиков и рядовых граждан, к тому же многие уверены, что ЕС должен представлять политик страны, входящей в зоны Евро и Шенгенского договора, а Великобритания таковой не является. Ему в конкуренты прочат премьер-министра Нидерландов Яна Петера Балкененде, главу правительства Люксембурга Жана-Клода Юнкера и их шведского коллегу Фредерика Рейнфельдта. Но вчера Шведский премьер заявил, что не претендует на пост первого президента ЕС, а газета Tages anzeiger отметила, что Юнкера не любит президент Франции Николя Саркози, а канцлер Германии Ангела Меркель, опасаясь, что красноречивый люксембуржец может вызывать слишком много разногласий, покровительствует Балкененде.

Реклама

Многие жители и политики Евросоюза ранее высказывались против евроконституции, считая, что она является попыткой создания европейской сверхдержавы, которая лишит отдельные страны суверенитета. Лиссабонский договор сделает это, но без референдумов. Об амбициях объединенной Европы уже говорят. Так, глава МИД Великобритании Дэвид Милибэнд недавно сказал: "Не должно быть G2 из США и Китая. Должна быть G3 с ЕС". Но, как пишет The Financial Times, наиболее глобальные амбиции Европа проявит на ближайшем саммите G20.