"Связные" с Гагариным: Мы понятия не имели, что в космос летит живой человек!

12 апреля 2011, 13:04
Ветераны космических войск рассказали "Сегодня", как 50 лет назад 12 апреля держали связь с Юрием Гагариным.

Сегодня исполняется 50 лет после первого полета Юрия Гагарина в космос

"НЕУЖЕЛИ МЕРТВЕЦА ПОСЫЛАЮТ?"

50 лет назад они, сами того не зная, сопровождали полет первого космонавта. Сегодня ветераны вспоминают, как держали связь между небом и землей, и гордятся причастностью к великому событию.

Реклама

"Мы не знали, к чему готовились. Нам говорили: "Мы испытываем космическую технику". Ну, мы так и относились к этому, как к испытанию, хотя подозревали, что готовится что-то серьезное" – рассказывает полковник в отставке Петр Чистяков, возглавлявший в 1961 году радиолокационную станцию "Бинокль" в Енисейске. "Рядом со мной находилась телестанция, и я ходил туда смотреть на запуски. До того я уже видел корабль с манекеном. Смотрю: вроде человек сидит, но не шевелится. Еще подумал: неужели они туда мертвеца посылают? Потом уже узнал, что это был так называемый Иван Иваныч, манекен" – вспоминает Петр Петрович.

Петр Чистяков

Реклама

12 апреля он, как всегда, сделал свою работу и поспешил на телестанцию: "И тут я оцепенел! Внутри человек, и у него двигается голова! Я пошел к себе на станцию, говорю: "А вы знаете, что мы сопровождаем живого человека?" Для нас это было какое-то чудо".

"У ЛЕОНОВА ВЫРВАЛОСЬ: "УХ, САЛАГА!"

Реклама

Владимир Богдаш

Атмосфера полнейшей секретности была не только в Енисейске, но и на Камчатке, откуда пришлось держать связь с кораблем "Восток-1" Владимиру Богдашу: "Никто ничего не произносил вслух, но все знали, что происходит что-то очень важное. И когда к нам приехал сам Леонов (Алексей Леонов тогда получил квалификацию "космонавт ВВС", а в 1965 году стал первым человеком, вышедшим в открытый космос), мы поняли: это вот-вот случится. У нас даже колени дрожали во время работы – так мы переживали". После окончания работы уставших офицеров попросили собраться на командном пункте и ждать сообщения ТАСС. Владимир Иванович вспоминает: "Когда прозвучали слова о том, что корабль пилотирует гражданин СССР майор Юрий Алексеевич Гагарин, то у Леонова вырвалось: "Ух, салага!" Все засмеялись. Мы знали, что Леонов на пару лет старше Гагарина. И потом никто не предполагал, что Гагарину сразу присвоят звание майора".

В тот же вечер перед офицерами и солдатами прокрутили кадры наскоро проявленной кинопленки. "Было много помех, звук пропадал. Но три минуты мы смотрели на лицо Гагарина в скафандре, видели, как шевелятся его губы, как он что-то докладывает. Для нас это была огромная радость. Сейчас этого уже не понять, ведь полеты в космос стали обыденностью", — размышляет Владимир Иванович.

"ГАГАРИН БЫЛ НЕВЫСОКИЙ, НО ОЧЕНЬ ШУСТРЫЙ"

Андрей Лысак

"А вот для меня было большой радостью узнать, что первым человеком в космосе оказался мой однокашник", – рассказывает майор в отставке Андрей Лысак. В 1961 году он был начальником узла связи на Байконуре и крайне удивился, узнав, что пилотом корабля "Восток-1" стал его давний знакомый. "Гагарина я узнал задолго до его полета в космос, когда мы еще оба были молодыми, вспоминает Андрей Павлович. – Когда облвоенкомат направил меня в военное училище, мы оказались в одной группе с Юрием Алексеевичем. Вместе ходили обедать, на занятия. Близко мы, правда, не были знакомы, но я его запомнил еще тогда. Он был невысокий, но очень шустрый". Позже Андрей Павлович увидит Гагарина еще раз – во время официального визита в Евпаторию – но не решится подойти к старому знакомому.

Виктор Сербин

А вот Виктору Сербину посчастливилось не единожды общаться с первым космонавтом. В апреле 1961 года Виктор Мефодьевич был заместителем командира части по измерениям и связи. "И хотя я руководил средствами большого центра связи, но тоже не имел представления, что мы будем сопровождать человека, – признается ветеран космических войск. – Конечно, мы понимали, что рано или поздно в космос кто-то полетит, но сроки держали в строжайшем секрете".

Спустя несколько лет Виктор Сербин стал видным инженером и посещал всевозможные сборы и занятия для элиты космических войск. "Там я и встречался с Юрием Алексеевичем, — говорит Виктор Мефодьевич. — Я и могу вас уверить, что он был очень приятным и хорошим человеком. Был веселым, добродушным, безотказным. А главное, он не зарвался. Его не испортила слава. Просто очень хороший человек — вот так его можно охарактеризовать".