День тандема. Путин и Медведев как Минин и Пожарский

6 ноября 2011, 08:00
Кто, как и для чего отмечал День народного единства за месяц до выборов в российский парламент?

В России отметили День народного единства. Фото Дмитрия Белянского

Наши соседи в седьмой раз отпраздновали День народного единства. Новый праздник, призванный отучить россиян от неуместной после распада СССР, но крайне устойчивой привычки праздновать годовщину Великой Октябрьской Социалистической Революции народными гуляниями и застольем, пережил в этом году своеобразный ребрендинг. Для того, чтобы собственными глазами на все это посмотреть, "Сегодня Мультимедиа" отправилось в предвыборную Москву.

Зачем ребрендинг? Все дело в том, что не успев толком вникнуть в суть праздника, россияне начали его воспринимать как профессиональный праздник для радикально настроенных национал-патриотов. К примеру, по данным ВЦИОМ, опубликованным незадолго до 7-й годовщины проведения праздничных мероприятий, только 14% россиян знают, что этот праздник приурочен к событиям 1612 года, когда народное ополчение под руководством нижегородского старосты Минина и князя Пожарского освободило Москву от польско-литовских захватчиков. А вот о том, что 4-го ноября по Москве и русским городам шагает "Русский марш" – осведомлено гораздо большее число граждан.

Реклама

Дискуссии в медиа, ожидания новостей от 4-го ноября – уже традиционно связаны в России именно с "Русским маршем": разрешат – не разрешат, будут ли погромы и массовые драки, как себя станут вести неонацисты и удержит ли ОМОН разгоряченных "бритоголовых", сплоченных в их едином патриотическом порыве очистить Россию от нерусских? Анекдот-то еще и в том, что изначально идея праздновать 4-е ноября принадлежит Межрелигиозному совету России, т.е. слово "народное" в названии праздника предполагало еще "национальное", "конфессиональное" и все возможно прочее единство. Увы, не будет преувеличением констатация, что День народного единства в России как-то неожиданно для всех превратился в День национал-патриотического единства. Это если пользоваться мягкими характеристиками.

И вот в этом году, в связи и с обострением ситуации вокруг ДНЕ, и, безусловно, не без оглядки на выборы в Госдуму РФ, которые состоятся через месяц – Россия попробовала отметить День народного единства иначе. Примерно так, как это задумывалось 7 лет назад. Что из этого вышло, судите сами.

Не иначе как для чистоты эксперимента Дмитрий Медведев и Владимир Путин покинули в Москву, отправившись в Нижний Новгород, откуда, собственно, и выдвинулось ополчение Минина и Пожарского. В Москве же праздничные мероприятия начались c Божественной литургии в Казанском соборе на Красной площади, которую отслужил Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл.

Реклама

После 9 утра в собор уже не пропускали. Кстати, подобные ограждения и рамки металлоискателей теперь предусмотрены в Москве на всех массовых мероприятиях.

После богослужения Патриарх открыл в Манеже выставку-форум "Православная Русь — к Дню народного единства" и отбыл в Нижний Новгород. Присоединиться к тандему.

Реклама

Красная площадь была ограждена и непосредственно к памятнику Минину и Пожарскому, главным героям дня, москвичи и гости столицы прорваться не могли, впрочем, это не мешало им фотографироваться на фоне барьеров.

Призывы придти на "Русский Марш", которому выделили пространство на окраине Москвы, в Люблино, были расклеены повсюду в центре российской столицы.

Первое же по-настоящему массовое, открытое для всех желающих мероприятие, началось в 11 утра на Поклонной горе – это был праздничный митинг "Единой России", в котором приняли участие все ее ведущие функционеры, включая московского мэра Сергея Собянина. Девушка на сцене, чье изображение выведено на экраны, это активист Общероссийского народного фронта Алена Аршинина. В своем выступлении она активно сравнивала народное ополчение Минина и Пожарского с народным фронтом Путина и Медведева, а также постоянно повторяла, что День народного единства в этом году должен быть отпразднован дважды – 4-го ноября на празднике, а 4-го декабря, значит, на выборах.

По данным милиции, в мероприятии приняло участие более 10 000 человек, но несмотря на огромные размеры площади, по частным ощущениям народу на этом празднике было существенно меньше. Что никому не мешало радоваться. После функционеров состоялся праздничный концерт, в частности, наших соотечественников Потапа и Насти Каменских. Потап изящно формулировал собравшимся, что они выступают здесь и сейчас вовсе не за деньги, но за идею. Идею патриотизма.

- И, хотя нам не всегда нравится то, как вы пользуетесь своим патриотизмом, – говорил Потап со сцены поклонникам "единороссов", – но то, что он у вас есть – это очень хорошо. Так что похлопайте сами себе.

И пока собравшиеся не въехали в трогательный спич Потапа, он очень быстро запел хитовую "Не-пару".

Главным ребрендинговым мероприятием этого дня должен был стать альтернативный "Русский марш", проведенный молодежным движением "Наши" на территории бывшего ВДНХ. К нему подготовились основательно – количество телевизионных камер напоминало съемочную площадку голливудского боевика средней руки.

Пока "Наших" строили у главного входа в ВВЦ, операторы озаботились хорошей "картинкой". Впрочем, они могли не торопиться – 15 000 собравшихся участников никуда не спешили, двигались и останавливались по команде и, в общем, показали абсолютную профессиональную пригодность в качестве массовки. Хоть сейчас в Голливуд!

- Выше флаги проектов, – надрывался громкоговоритель, – с нами Путин! Это День Народного Единства, Россия – великая страна, это Русский Марш. Девочки кричат "Русский", парни кричат "Марш". А теперь все вместе!

Флаги проектов для непосвященного в тонкости русской политической жизни человека смотрелись странно – так, к примеру, мне не удалось добиться пояснений, что означает словосочетание "Хрюши против" от девушек, державших этот флаг.

А стайка девиц, державших флаги "Все дома", с которыми мы вместе потом спускались на эскалаторе в метро, в ответ на мой вопрос начала просто скандировать "Всё – д*рьмо!" и истерически хихикать.

Милиционеры разглядывали происходящее с любопытством. Надо отметить, что безопасность на мероприятиях "Единой России" и "Наших" преимущественно обеспечивали дамы в серых мундирах, вероятно, их коллеги мужского пола были отправлены в Люблино.

А вот почему у многих участников "Русского марша" волосы оказались выкрашены в разные цвета – установить не удалось.

Часом позже на Пушкинской площади, повернувшись спиной к бронзовой версии Александра Сергеевича, гневно выступал лидер ЛДПР Владимир Жириновский. Он ругательски ругал Лужкова и Собянина, "Справедливую Россию", на коленях клянчащую у Кремля то 5, то 7 процентов, недоумевал, отчего за ЛДПР голосует всего 10% россиян, грозился ухудшить внешнюю политику и призывал отменить 282-ю статью УК ("Разжигание межнациональной розни") и изгнать из Москвы всех нерусских.

Внутри ограждения в сквере на Пушкинской работала полевая кухня и все желающие, проникнув сквозь милицейский кордон и рамки с металлоискателями, могли получить в ней бесплатную еду от ЛДПР.

Вот, собственно, на фото и изображена эта очередь. Надо отметить, что некоторые злоупотребляли.

- Почему "Русский марш" выгнали на выселки, в Люблино, – возмущался Владимир Вольфович, – почему три миллиона выходцев из Средней Азии могут ходить по центру Москвы, а русские патриоты маршируют на окраине?!

Призвав ввести визовый режим со Средней Азией и выпустить из тюрем всех осужденных по статье 282, Жириновский все же не дал никаких пояснений, почему он сам-то не поехал в Люблино, а выступает на Пушкинской?

Про Люблино мы писать ничего не будем – главное ожидаемое событие 4-го ноября для России произошло ровно там же, где ожидалось.

Эффективность же попытки произвести ребрендинг оценивать не нам, а россиянам, но один важный пункт все-таки стоит отметить. Поклонная гора, ВДНХ – это места, в которых неподдельно и по-настоящему чувствуется величие былой империи, величие неоспоримое и подлинное... Они плохо совмещаются со спектаклями, вернее, там очень точно чувствуется, что спектакль, а что нет – впрочем, это может и не повлиять на качество телевизионной картинки, определяющей вкусы многих россиян. Хотя венок на Поклонную гору "единороссы" могли и занести, а об этом в этот день они забыли.

Основное субъективное ощущение от Дня народного единства, проведенного в Москве, можно зафиксировать так – что-то ненастоящее происходило в настоящих местах и что-то реальное происходило среди картонных коробок спального района, имеется ввиду "Русский марш" в Люблино. Одним словом, контраст.

Дмитрий Белянский, Сегодня Мультимедиа, Москва