Экс-глава Форин-офиса был против британского участия в свержении режима Хусейна

22 января 2010, 11:07
Экс-министр иностранных дел Великобритании Джек Стро заявил в четверг, что был против вооруженной смены режима Саддама Хусейна в Ираке и до последнего колебался, прежде чем согласиться на британское участие в иракской кампании под эгидой США, начатой в 2003 году.

AFP

Стро, ныне занимающий в правительстве Великобритании пост министра юстиции, стал первым действующим членом кабинета министров, кто дал показания комиссии по расследованию обстоятельств британского участия в войне в Ираке.

В течение более трех часов в четверг он отвечал на вопросы членов комиссии во главе с лордом Чилкотом в лондонском конференц-центре имени королевы Елизаветы II.

Реклама

"Это (смена режима в Ираке) не было принципом нашей политики ни в 2002-м, ни в 2003 году. Для такой политики у нас никогда не было юридической базы. Я считал ее (политику смены режима) неприемлемой и, само собой разумеется, незаконной", – отметил Стро.

Он рассказал, что по данному вопросу в течение нескольких месяцев шли жаркие дебаты внутри правительства Великобритании.

Стро уклонился от прямого ответа на вопрос о том, были ли расхождения по вопросу смены режима в Ираке между ним и тогдашним премьер-министром Тони Блэром.

Реклама

"Вам лучше спросить у него самого... Я лишь мог предложить премьер-министру свои соображения и свою лояльность", – указал Стро.

Он особо подчеркнул, что не собирался уходить из правительства по иракскому вопросу, как сделали его коллеги Робин Кук и Клэр Шорт.

"Думал ли я об отставке? Нет, не думал", – сказал министр, признав при этом, что решение поддержать военную кампанию принял "очень неохотно".

Реклама

В письменном заявлении, которое было приобщено к устным показаниям Стро, министр указал, что это решение стало для него "чрезвычайно сложной моральной и политической дилеммой" и оно базировалось на всей имевшейся на тот момент информации.

При этом Стро считает свое согласие ключевым для достижения общего консенсуса в правительстве и парламенте по вступлению Британии в иракскую войну.

"Если бы я отказался сделать это, британское участие в военной кампании было бы невозможным. Тогда практически стопроцентно не набралось бы большинства в кабинете и в Палате общин", – указал министр в письменном заявлении.

Он также коснулся темы печально знаменитого "иракского досье", опубликованного в 2002 году, где содержалось якобы основанное на развединформации положение о наличии у Ирака средств доставки оружия массового уничтожения (ОМУ) в течение 45 минут после отдачи приказа.

"Досье должно было разъяснить этот тезис подробнее, и то, что этого не было сделано, является ошибкой... С тех пор нас это преследует", – констатировал министр.

Ожидается, что на следующей неделе свои показания членам комиссии дадут политики, занимавшие посты глав МИД и Минобороны Великобритании в 2006-09 годах, а 29 января в конференц-центре имени королевы Елизаветы II заслушают экс-премьера Великобритании Тони Блэра.

После этого расследование возьмет паузу на время проведения в Великобритании предвыборной кампании, чтобы вернуться к работе и опросить ныне действующих министров и чиновников, включая нынешнего премьера Гордона Брауна, уже после выборов.

Расследование, стартовавшее летом прошлого года, охватит обширный период – с лета 2001 года вплоть до июля 2009 года, когда официально завершился вывод британских войск из Ирака. Всего за шесть с небольшим лет в Ираке прошли службу около 120 тысяч британских военнослужащих. Во время исполнения обязанностей погибли 179 британских военных.

Основанием для британского участия в войне в Ираке послужило составленное специалистами в области разведки и безопасности в сентябре 2002 года так называемое "иракское досье", где содержались утверждения о наличии у Саддама Хусейна оружия массового уничтожения.

Две ведущие британские политические партии – правящая Лейбористская и оппозиционная Консервативная – во время голосования в парламенте в марте 2003 года высказались за участие Великобритании в иракской кампании, которая началась несколькими днями позже. Однако затем выяснилось, что разведданные были неточными, а проведенное в 2004 году парламентское расследование подвергло критике работу британских спецслужб в преддверии конфликта.

Ожидается, что расследование под руководством лорда Чилкота займет около года, а его итоговый доклад появится уже после планируемых на весну 2010 года всеобщих парламентских выборов в Великобритании – не ранее конца 2010 – начала 2011 года.