Эксперты опровергли "экзотические" версии причин крушения SSJ-100 в Индонезии

18 мая 2012, 15:00
Причиной падения российского самолета могли стать только три фактора – ошибка пилота, отказ техники и плохие погодные условия, говорят специалисты.

Фото AFP

Сегодня индонезийские специалисты приступили к расшифровке речевого самописца российского лайнера Sukhoi Superjet-100, который во время демонстрационного полета 9 мая врезался в гору Салак. В этом "черном ящике" сохранилась запись двух последних часов разговоров в кабине пилотов. Эксперты надеются, что именно последние слова членов экипажа прольют свет на причину катастрофы, унесшей жизни 45 человек. Пока же самой вероятной причиной называют ошибку экипажа, который в условиях низкой облачности и находясь в опасном горном районе, пошел на снижение.

В пользу ошибки экипажа говорит расшифровка переговоров с диспетчером. По версии индонезийской стороны, российский экипаж не получал разрешения у наземных служб снизиться с высоты 3000 м до 1800 м, а сам ушел с курса, видимо, желая обойти снизу густые облака. По версии Time, не исключено, что таким образом командир экипажа хотел похвастать возможностями самолета перед потенциальными покупателями, находящимися на борту, и просто проигнорировал сигнал об опасном сближении с горой.

Реклама

На данный момент специалисты отвергли ряд версий, возникнувших на фоне отсутствия официальной причины катастрофы. В частности, высказывалось предположение, что в SSJ100 ударила молния, в следствии чего он потерял управление и врезался в гору. "Этот самолет, как и другие, имеет молниезащиту. В процессе испытаний он подтвердил свою надежность", — заявил замглавы Минпромторга РФ Юрий Слюсарь. Также Слюсарь опроверг вероятность столкновения SSJ100 с другим летательным объектом — на горе Салак других обломков кроме российского самолета не обнаружено.

Украинские эксперты не спешат во всем винить экипаж, проводя параллель с катастрофой Ту-154 польского президента Леха Качиньского в 2010 году. "Для анализа катастрофы особо расшифровка самописцев не нужна. Для таких катастроф важны профильные геодезические измерения горы — подошвы и пика", — отметил "Сегодня" президент Научно-методологического Центра процессного анализа (Киев) Евгений Хохлов.

По его версии, система безопасности у SSJ100 была включена, работала исправно и пилоты ориентировались по ней. Но, как и в истории с Качиньским, приборы могли показать неправильную безопасную высоту, поскольку с этой стороны горы подножье представляет из себя ущелье. Приборы добавили глубину ущелья к высоте самолета и получилось, что SSJ100 находится на безопасной высоте. Когда же визуально стало понятно, что это не так, до столкновения оставалась 1—2 секунды. В пользу этой версии говорит тот факт, что до вершины горы SSJ100 не хватило 100 м, примерно столько, сколько и глубина ущелья.