"Экстремистское" дело вокруг Библиотеки украинской литературы в Москве: все подробности

4 ноября 2015, 13:45
В Human Rights Watch считают: российские власти указывают обществу, что содержимое книжных полок может довести до тюрьмы, как это бывало в советские времена

Наталья Шарина. Фото AFP

Ситуация вокруг Библиотеки украинской литературы в Москве и ее директора Натальи Шариной, на которую завели дело за распространение "экстремистских" изданий, накаляется. Кроме Шариной, на допрос вызвали и других сотрудников библиотеки, и в случае отказа давать показания их угрожают задержать, сообщил адвокат Команды 29 Иван Павлов.

"Сотрудников Библиотеки украинской литературы начали выдергивать на допросы к следователям. При этом свидетелям в случае отказа давать показания со ссылкой на ст. 51 Конституции РФ угрожают задержанием. Вчера следователи не разрешили одному из свидетелей пригласить себе адвоката", – написал Павлов на своей странице в Facebook.

Реклама

Помимо Натальи Шариной, другие работники библиотеки находятся в статусе свидетелей, однако адвокат уверен, что "дело библиотекаря" превращается в "дело библиотекарей".

За что Шарину посадили под домашний арест

В Библиотеке украинской литературы в Москве во время обыска 28 октября нашли литературу, которую сочли экстремистской. Основанием для обыска стал донос бывшего сотрудника библиотеки Сергея Сокурова, который заявил, что как "профессиональный читатель" обнаружил в библиотеке около 200 "русофобских книг". Письмо он якобы отправил по электронной почте.

"Шел по улице человек, зашел в библиотеку, — вдумайтесь, — посмотрел на книжки, определил, что они "русофобские" — причем, книжки украинские. Взял, написал донос, и женщину арестовали. Вы это себе представляете? Он не был директором научно-исследовательского института, не создавалось никакое дело для изучения этих книг, не было никакой экспертизы… зашел просто человек в библиотеку. Посмотрел книжки, и директора библиотеки арестовали", – сказал журналист Матвей Ганапольский в интервью "Эху Москвы".

Реклама

По данным российского телеканала РЕН ТВ, в ходе обысков в библиотеке были изъяты выпуски газеты "Час Руху", книги "Бандерівщина", "Украинский визвольний рух", а также октябрьский номер детского журнала "Барвінок", на обложке которого изображены военнослужащие с украинским флагом, едущие на бронетранспортере. Также российские силовики изъяли из библиотеки документы и электронные носители.

По данным СМИ, среди изъятых материалов также есть издание о Голодоморе 1932-33 годов в Украине, книга Оксаны Забужко о европейских, украинских и американских исследованиях, газеты 2011 года, грамоты с благодарностью от Виктора Ющенко и Виктора Януковича, а также экс-премьера Николая Азарова.

Реклама

По версии следствия, в 2011 – 2015 годах Наталья Шарина распространяла среди посетителей библиотеки книги Дмитрия Корчинского, признанные судом экстремистскими материалами и запрещенными к использованию.

По словам Шариной, ни одна из библиотечных книг не значится в списке экстремистских материалов, а 13 книг были подброшены.

Фото: Вячеслав Жаворонок, Youtubе

Обыск в библиотеке, по данным организации Human Rights Watch, длился более 12 часов, в тот же день в 07:30 утра российские силовики обыскивали и квартиру Натальи Шариной. Об этом сообщил член московской общественной наблюдательной комиссии, который встречался с Шариной в Таганском ОВД Москвы.

После обысков директора библиотеки забрали в следственный отдел полиции и допрашивали ее до полуночи. Как сообщает Human Rights Watch, после этого в присутствии назначенного адвоката с понятыми следователь заявил Шариной, что она задержана на 48 часов по подозрению в возбуждении ненависти с использованием служебного положения.

58-летней Шариной стало плохо, ей взывали "скорую". Около 01:15 врачи диагностировали у женщины гипертонический криз и рекомендовали перевезти ее в больницу, а также обеспечить медицинское наблюдение следующие 24 часа.

Как говорится в сообщении Human Rights Watch со ссылкой на слова самой Натальи Шариной, следователь заявил бригаде "скорой", что отправит ее в тюремную больницу, но вместо этого около 03:00 ее отвезли в Таганский отдел полиции, где она провела остаток ночи без спального места и без доступа к медицинской помощи.

Во второй половине дня 29 октября Шарину допросили в присутствии нанятого родственниками адвоката. После этого ее перевели в изолятор временного содержания в центре Москвы, пока суд не определит дальнейшую меру пресечения.

30 октября суд постановил отправить Наталью Шарину под домашний арест на 1 месяц и 28 дней, хотя защита требовала не применять к ней меры пресечения. "Мы приобщили десятки документов, демонстрирующих состояние здоровья и абсурдность обвинения, а также огромное количество грамот и дипломов", – сообщил  адвокат Команды 29 Евгений Смирнов.

За два дня, которые женщина провела в полиции и в изоляторе, по словам адвоката, у нее четыре раза резко поднималось давление. Организация Human Rights Watch отмечает, что лишение Натальи Шариной медицинской помощи усугубляет ситуацию с ее несправедливым задержанием.

Адвокаты намерены оспорить решение суда о домашнем аресте Шариной. "Она не в следственном изоляторе, а дома с семьёй. Защита будет оспаривать домашний арест, поскольку мы не видим никаких оснований для применения любой – пусть даже самой мягкой меры пресечения. Наталья не намерена скрываться, готова к своей защите "по существу предъявленного ей обвинения", – сказал адвокат Команды 29 Иван Павлов. 

В случае признания Шариной виновной в возбуждении ненависти с использованием служебного положения, ей грозит до пяти лет лишения свободы.

Правозащитники: Это посягательство на личную свободу

Задержание директора Библиотеки украинской литературы в Москве Натальи Шариной в связи с содержанием материалов библиотечного фонда нарушает ее право "распространять всякого рода информацию и идеи", которое охраняется Международным пактом о гражданских и политических правах, отмечает Human Rights Watch. Правозащитники настаивают на том, чтобы Шарину освободили немедленно и без всяких условий.

"Задержание библиотечного работника за хранимые им материалы – это посягательство не только на личную свободу конкретного человека, но и удар по всем тем, кому небезразлично получение и распространение знаний, – заявил Хью Уильямсон, директор Human Rights Watch по Европе и Центральной Азии. – Российские власти фактически указывают обществу, что содержимое книжных полок может довести до тюрьмы, как это бывало в советские времена".

Хью Уильямсон. Фото mittelbayerische.de

Российское законодательство о противодействии экстремистской деятельности запрещает "массовое распространение" материалов, признанных властями "экстремистскими". Это создает для работников библиотек повышенный риск угодить под соответствующую статью, считают правозащитники. Официальный перечень материалов, запрещенных как экстремистские, в настоящее время включает более 3 000 позиций и используется властями для притеснения независимых групп, включая Меджлис крымскотатарского народа в оккупированном Россией Крыму, говорится в заявлении Human Rights Watch.

Глава Совета по правам человека при Президенте РФ Михаил Федотов заявил, что совет следит за развитием событий и подчеркнул абсурдность дела, добавив, что теперь можно ожидать "в ближайшее время арестов поваров в ресторанах с украинской кухней".

Правозащитники сообщили и о других случаях вмешательства в работу библиотек. "Так, приводились слова директора московской Первой научно-популярной библиотеки о том, что 29 октября им позвонили из центральной библиотечной системы и сказали убрать с полки академическую монографию Сергея Абашина "Национализмы в Средней Азии: в поисках идентичности" (2007)", – говорится в сообщении Human Rights Watch.

Один из московских учителей рассказал, что в последние дни директор поручила заведующему школьной библиотекой проверить фонд и на всякий случай убрать с полок все "политически чувствительные" книги.

В Human Rights Watch считают, что Россия должна прекратить "чистки" библиотек и ущемление свободы информации под предлогом борьбы с экстремизмом.

"Это порочный круг. Главная обязанность библиотечного работника – сохранять фонд и обеспечивать читателям доступ к широкому спектру взглядов и оценок, но добросовестное выполнение этих функций со всей очевидностью чревато риском ареста по экстремистскому делу", – заявил Хью Уильямсон. 

Украинский МИД выразил решительный протест из-за действий обысков в Библиотеке украинской литературы в Москве. В МИД отметили, что это единственное специализированное государственное учреждение в РФ, призванное содействовать обеспечению национально-культурных, языковых, информационных потребностей украинской общины.

"Это уже не первая попытка Кремля наклеить ярлыки "русофобии" и "экстремизма" на все украинское – точно так же 23 декабря 2010 и 14 января 2011 годов местные власти "искали" в Библиотеке "экстремистскую литературу". Эти грубые и немотивированные действия российских властей вновь подтверждают агрессивную политику Российской Федерации против Украины", – говорится в сообщении МИД.

Украинская сторона призвала российские власти прекратить давление на работу Библиотеки и остановить целенаправленную политику уничтожения всего украинского.