Ельцин боялся расстрела и хотел бежать в посольство США

26 августа 2009, 09:20
Руслан Хасбулатов через 18 лет рассказал о слабости тогдашнего президента России и совести путчистов

91-й год. Ельцин (слева) едва не сложил оружие перед путчистами. Фото livejournal.ru

На прошлой неделе, 19 августа, исполнилось 18 лет с начала путча ГКЧП в Москве. Накануне Руслан Хасбулатов, и. о. спикера Верховного Совета РСФСР в 1991 году, противостоявший вместе с президентом России Борисом Ельциным ГКЧП (а затем, в 1993 году, воевавший с Ельциным, когда тот расстрелял парламент), рассказал в интервью "Радио Свобода" о ранее неизвестных деталях госпереворота.

Экс-спикер признался, что сторонники Ельцина были близки к гибели в буквальном смысле слова. Ныне покойный генерал Александр Лебедь, тогда заместитель командующего воздушно-десантными войсками, прямо заявлял Хасбулатову, что он только ждет приказа. "Лебедь мне говорил: "Если будет приказано взять Белый дом, я вас опрокину, в течение пяти минут разгромлю". Но приказа от ГКЧП не было. Это делает честь гэкачепистам: они не захотели взять на свою совесть кровь. У них все-таки хватило совести. А вот Ельцин в 1993 году не оказался таким совестливым", — вспоминает Хасбулатов.

Реклама

В своих признаниях Хасбулатов утверждает: Борис Ельцин в дни путча далеко не всегда вел себя по-боевому. Нередко у него просто опускались руки.

"Утром, когда я прослушал в 7 часов "Лебединое озеро" и понял, о чем речь, я буквально ворвался к Борису Николаевичу, который жил по соседству со мной, — рассказал Хасбулатов. — Ельцин был совершенно растерян, говорит мне: "Мы с вами проиграли. Сейчас придет Крючков (Владимир Крючков, председатель КГБ и один из идеологов путча. — Авт.), нас с вами арестует, может быть, вас оставит в живых, а меня точно расстреляют". Я его буквально вытаскивал из этого состояния. Говорил — будем драться, там видно будет. А на вторую ночь путча Ельцин хотел сбежать в американское посольство. И тогда я отказался сесть в его машину, сказал: вы президент, вам надо спасать свою жизнь, езжайте в американское посольство, но у меня здесь 400 депутатов, я с ними буду до конца. Вот тогда он опять пришел в себя".