Эра Путина: ВВП "правит" в России ровно 10 лет

9 августа 2009, 12:14
9 августа 1999 года Борис Ельцин впервые представил своего преемника.

Владимир Путин. Фото AFP

Десять лет назад, 9 августа 1999 года, первый президент России Борис Ельцин в телеобращении к нации назвал имя человека, который "способен консолидировать общество и, опираясь на самые широкие политические силы, обеспечить продолжение реформ в России".

"Он сможет сплотить вокруг себя тех, кому в новом, 21 веке предстоит обновлять великую Россию. Это секретарь Совета безопасности, директор ФСБ – Владимир Владимирович Путин", – так Ельцин впервые представил человека, которому готов был передать власть.

Реклама

Тогда его выбор многих ошеломил: фамилия Путина не была известна широкой публике ни в России, ни тем более за рубежом. Даже через полгода, когда он уже был назначен исполняющим обязанности президента РФ и являлся фаворитом начинавшейся предвыборной гонки, прозвучавший на Давосском форуме вопрос "Who is mr. Putin?" привел в замешательство российскую делегацию. Теперь, спустя десять лет, ответить на этот вопрос может каждый.

Есть легенда, согласно которой весной 1999 года в Кремле обсуждались данные социологического исследования о том, на кого должен быть похож будущий российский президент. Победили сразу трое "силовиков": знаменитый полководец Георгий Жуков, разведчик Макс Отто фон Штирлиц в исполнении Вячеслава Тихонова и герой Владимира Высоцкого Глеб Жеглов. "Я хорошо помню день назначения Владимира Путина на должность премьер-министра. Я находился на Чукотке, когда услышал о соответствующем указе президента Ельцина, – сказал лидер ЛДПР Владимир Жириновский. – Конечно, его кандидатура сразу произвела приятное впечатление, поскольку Путин – человек среднего возраста, хорошо образованный, из Петербурга.

Благодаря его личным качествам он представляет собой политика совершенно нового формата, так как ничем не похож ни на Горбачева, ни на Ельцина".

Реклама

С первых дней назначения исполняющим обязанности премьера Путин показал себя как твердый, решительный, разбирающийся в вопросах экономики политик-прагматик, который знает, чего хочет и чего добивается.

"Это соответствовало принципиальным ожиданиям массового сознания или даже подсознания", – считает политолог Дмитрий Бадовский.

Говоря о становлении Путина, он вспомнил о том, как жестко и активно будущий президент действовал уже через месяц после своего нового назначения, когда боевики вторглись в Дагестан, а в ряде российских городов произошли крупные теракты.

Реклама

"Мы будем преследовать террористов везде: в аэропорту – в аэропорту, значит, вы уж меня извините, в туалете поймаем – мы и в сортире их замочим, в конце концов. Все, вопрос закрыт окончательно", – заявил Путин в сентябре 1999 года.

"С этого все началось, и это в каком-то смысле олицетворяет Путина. Он превратился в политического лидера именно после этой фразы", – сказал Бадовский, напомнив, что на тот момент проблема Чечни и "расползания" России была главной для страны.

Путин, по мнению эксперта, был новым типом политического лидера: сильным, харизматичным, но "менеджерского типа".

"Традиция государства-корпорации, менеджерского управления при нем достаточно сильно проявилась, раньше в России такого не было. Управление вроде бы и политическое, и лидерское, но при этом менеджерское", – сказал Бадовский, припомнив, что в своей анкете при переписи населения в 2002 году Путин записал: "услуги населению" и "работник по найму".

На это обратил внимание и спикер Совета Федерации Сергей Миронов, который называет Путина "самым необычным политиком в новейшей российской истории". По его мнению, Путин даже не политик в том смысле, в котором все привыкли думать о политиках – "мастерах интриг, направленных на получение и укрепление собственной власти".