Эвакуированные из Ливии украинцы крестились, целовали детей и аплодировали летчикам

28 февраля 2011, 07:24
Военные летчики — о том, приземлялись вслепую, не могли дозвониться на родину и беспокоились о беременных

Вылетает на помощь. «Ильюшин», на котором выбрались из Ливии украинцы, стоит под парами на военной площадке Бориспольского аэродрома. Фото: А. Яремчук

Экипаж военно-транспортного самолета Ил-76МД, который вчера совершил второй рейс в Триполи за украинцами, пожелавшими покинуть Ливию из-за массовых волнений в этой стране, уже доставил на Родину более трехсот соотечественников. Подробностями с нами поделились командир 25-й бригады транспортной авиации из Мелитополя, полковник Дмитрий Мымриков (он выступает в роли летчика-инструктора), и командир экипажа подполковник Владимир Бухальский

— Первый рейс в Ливию выпал аккурат на День защитников Отечества, — говорит комбриг.

Реклама

— Приземлялись почти вслепую, землю увидели собственно перед посадкой, — добавляет Бухальский.

"Ни следов взрывов, ни пламени, ни других признаков гражданской войны, — говорят члены экипажа, — в районе аэропорта не наблюдалось — очевидно, эпицентр событий находился на подступах к аэровокзальному комплексу и в самом здании, где скопились тысячи людей, страждущих покинуть страну".

Реклама

Товарищи летчики. Владимир Бухальский (слева) и Дмитрий Мымриков: "Приземлялись в Триполи почти вслепую" . Фото: А. Яремчук

— Нам говорили, что аэропорт разбомблен, захвачен и контролируется повстанцами, но слухи об этом оказались сильно преувеличенными, — продолжает Мымриков. — Обычная обстановка. И лишь спустя пару часов начался ажиотаж — самолеты садились один за одним, некоторым после приземления уже не хватало места, и они сруливали с полосы прямо на траву...

"ЛЕБЕДИНОЕ ОЗЕРО". Самой большой неожиданностью, усложнившей работу экипажа, как ни странно, оказалось отсутствие мобильной связи с Украиной. Даже спутниковый спецтелефон "Турайя" не работал. По мнению летчиков, средства радиоэлектронной борьбы Минобороны Ливии умышленно глушат телефоны, чтобы препятствовать утечкам информации из страны.

Реклама

— Мы не смогли сразу доложить своему руководству о том, что прибыли к месту назначения, — признается командир бригады. — Попросили мобилку у сотрудника аэропорта, каким-то чудом успели связаться с оперативным штабом и сказать несколько слов, после чего и этот телефон отрубился. У нас с собой был портативный телевизор — включили, а там транслируют нечто подобное "Лебединому озеру" (ну как у нас в 1991-м, когда ГКЧП было), только на ливийский лад — с зелеными флагами и под арабские мелодии...

— Но вот где-то в 16.30 стали подвозить и наших, — говорит Мымриков. — Сначала женщин с детьми, потом и прочих пассажиров, которых набралось 152. Кроме русской и украинской, была слышна польская, венгерская, чешская речь. Люди продрогли, озябли, некоторые по ту сторону аэропорта под дождем, на сильном ветру провели 10 и более часов... Они были очень напуганы, не верили, что специально за ними прислали самолет, который скоро увезет их из этого кошмара... Многие одеты легко — видно, собирались спешно, брали с собой только самое необходимое... Половина людей была вообще без паспортов. Нам рассказывали, что это, в основном наши врачи и медсестры, которых не хотели выпускать из Ливии, поэтому не отдали документы... Наши дипломаты немало сделали для того, чтобы и без паспортов тем удалось покинуть страну. В Ил-76МД, не очень-то приспособленном для комфортных пассажирских перевозок, специально для рейсов в Ливию установили вторую палубу — для большей вместимости. Усадили беженцев, провели инструктаж, пристегнули каждого — и пошли на взлет...

Интерьер спасателя.. Таков двухпалубный "эвакуатор" изнутри. Фото: А. Яремчук

— В полете домой, который длился чуть меньше 4 часов, — говорит Бухальский, — все вели себя спокойно, даже дети сидели притихшие, а взрослые молчали, лишь изредка перебрасываясь парой слов с соседом, или дремали. А мы все равно нет-нет да и поглядывали на них — вдруг кому станет плохо или понадобится помощь...

ДАМА С СОБАЧКОЙ. Помощь действительно понадобилась, хотя и не очень серьезная, — одна из пассажирок, которая везла с собой симпатичную комнатную собачку, неловко оступилась и поранила губу. Впрочем, с земли затребовали информацию не об этой женщине, а о двух других — беременных.

— Так и спросили: вы в курсе, что у вас на борту женщина рожает? — улыбается полковник Мымриков. — Мы отвечаем: беременные есть, но они пока ведут себя смирно. А сами на всякий случай еще раз перепроверили — мало ли, все-таки понервничать пришлось... Это, наверное, наши дипломаты из Триполи данные в Киев на упреждение передали, мол, женщины на сносях, могут и родить в небе. Слава богу, обе дотерпели до земли...

Самолету дали зеленый коридор, и он благополучно сел в аэропорту "Борисполь". Вот здесь, увидев очертания нового терминала F и снег в иллюминаторах, многие из пассажиров уже не сдержали эмоций и дали им волю... Не веря своему счастью, плакали навзрыд, целовали детей, обнимали друг друга, крестились, аплодировали летчикам...

— Мы никому в душу не лезли, с расспросами не приставали, чтобы лишний раз не травмировать, да и видно было, что эти люди без нас натерпелись страху, — заключает Бухальский. — Помогли им покинуть самолет, ну и сами рады были, что все позади... Кое-кто нас благодарил, а больше всего — дама с собачкой, что губу разбила, — мы ж ей "скорую" к трапу вызвали, а больше никому помощь не понадобилась — ни медицинская, ни психологическая...

РАБОТАЛИ НА СЕВЕРЕ И В АФРИКЕ

Экипаж Владимира Бухальского — один из самых опытных и надежных в транспортной авиации страны. Он участвовал в крупномасштабных спецоперациях "Казаки на льдине" и "Северный сокол-2010", доставляя в суровых условиях полярной зимы на остров Гренландия партии горючего по заявке Минобороны Дании. А Дмитрию Мымрикову в свое время довелось немало поработать в Африке. Однажды, находясь в Анголе, он даже участвовал в эвакуации сотрудников посольства США из Сомали. Признался, что наши сограждане в полетах из Ливии ведут себя гораздо организованнее и дисциплинированнее, чем вели себя тогда американцы. Командование Воздушных Сил уже представило летчиков за операцию по вывозу наших из Ливии к наградам. Они пока об этом не знают. И говорят, что готовы совершить столько рейсов, сколько понадобится.