Гендиректор ЦЕРН уверен, что ученые отремонтируют Большой коллайдер

24 сентября 2008, 12:28
Гендиректор Европейской организации ядерных исследований Робер Аймар не сомневается, что физики, участвующие в создании и работе Большого адронного коллайдера, справятся с последствиями аварии на самом мощном в мире ускорителе.

Один из участков Большого адронного коллайдера. Фото CERN

Он уверен в этом несмотря на то, что запуск БАКа откладывается до весны 2009 года.

В пятницу во время подготовки ускорителя к работе один из магнитов ускорителя вышел из сверхпроводящего состояния, произошла значительная утечка в туннель кольца БАКа жидкого гелия.

Реклама

На расследование причин аварии и ремонт потребуется значительное время, отмечают ученые, и коллайдер возобновит работу только весной.

"Происшествие, случившееся непосредственно после успешного запуска БАКа 10 сентября, несомненно, стало психологическим ударом. Однако успех первых операций с пучком на коллайдере свидетельствует о тщательной подготовке эксперимента и профессионализме команды, участвовавшей в создании и работе ускорительного комплекса ЦЕРНа. Я не сомневаюсь, что мы преодолеем возникшие трудности", – заявил глава ЦЕРНа, слова которого приводятся в пресс-релизе организации, распространенном во вторник.

По предварительным данным, сообщает ЦЕРН, скорее всего причиной аварии стали поврежденные электрические контакты, соединявшие два магнита.

Реклама

Для того, чтобы полностью выяснить причины случившегося, необходимо довести сектор до комнатной температуры, вскрыть и обследовать магниты. Это займет от трех до четырех недель.

Результаты расследования будут обнародованы сразу после его завершения.

Расследование и ремонт займет достаточно много времени, что не позволит запустить коллайдер "до остановки на зиму". Ускоритель вновь будет запущен к ранней весне 2009 года, отмечается в сообщении.

Реклама

БАК – самый мощный в истории ускоритель элементарных частиц, созданный ЦЕРНом при участии физиков из 80-ти стран, и расположенный на границе Швейцарии и Франции.

В его 27-километровом кольце будут сталкиваться лоб в лоб пучки протонов, разогнанные до почти световой скорости. Ученым 10 сентября удалось успешно провести первый пучок протонов по всему кольцу ускорителя.

Для удержания пучков протонов нужны настолько мощные магниты, что для снабжения их электричеством приходится использовать сверхпроводники. Рабочая температура магнитов, которые охлаждаются жидким гелием – около 1,9 градуса выше абсолютного нуля.

В конце позапрошлой недели из-за проблем с трансформатором был отключен главный компрессор криогенной системы, охлаждавшей два из восьми секторов 27-километрового кольца ускорителя. Температура двух секторов поднялась до 4,5 кельвина.

Трансформатор, весивший 30 тонн, был заменен в выходные. Затем начался процесс охлаждения нагревшихся магнитов. В четверг появились сообщения, что БАК был остановлен из-за проблем с электричеством.

Затем ученые сообщили, что проблемы решены, и ускоритель вновь начал нормально работать.

Однако в пятницу на коллайдере вновь возникли проблемы – один из магнитов в секторе 3-4 вышел из сверхпроводящего состояния и нагрелся до температуры 100 градусов выше абсолютного нуля.

Примерно в это же время был зафиксирован значительный выброс жидкого гелия в туннель.