Главред "Эха Москвы" обвиняет власти в давлении и увольняться не собирается

15 февраля 2012, 07:58
Венедиктова попросили уйти из совета директоров радиостанции

Венедиктова снять непросто — его выбирает трудовой коллектив. Следующие выборы в 2014-м, фото ИТАР-ТАСС

Первой жертвой нынешней президентской предвыборной кампании в России стал главред радиостанции "Эхо Москвы" Алексей Венедиктов (имеет 18% акций радиостанции). Владелец 66% акций этого СМИ холдинг "Газпром-Медиа" потребовал досрочного ухода из совета директоров Венедиктова, который работает на "Эхе" с 1990 года. Такое же требование поступило и в отношении его зама Владимира Варфоломеева. Также "Газпром-Медиа" попросил заменить независимых директоров — научного руководителя Высшей школы экономики Евгения Ясина и замглавы президентского Исследовательского центра частного права Александра Маковского. Вместо них в совет директоров войдет минимум один человек от власти — однокурсник уходящего президента Дмитрия Медведева, глава "Связьинвеста" Вадим Семенов.

Реакция Венедиктова на произошедшее была таковой: "Это праздник! Вместо нас я внес в список Федутинова. Пусть теперь он там корячится. Меня больше всего задел вывод Маковского и Ясина. Виноват, не сумел отстоять. Это несправедливо и нечестно". Так написал редактор в своем Twitter.

Реклама

В холдинге "Газпром-Медиа" уверяют, что перемены связаны с хозяйственной деятельностью и не затронут редакционную политику радиостанции. Но Венедиктов уверен, произошедшее — это попытка давления на редакцию. "Когда премьер публично несколько раз и непублично еще больше раз критикует "Эхо Москвы" за разные аспекты ее деятельности, многие ретивые чиновники воспринимают это как команду "Фас!" — сказал главред "Эха Москвы". Журналисты поддерживают главреда, считая настоящей причиной недовольство властей тем, как и что выдают в эфир Венедиктов и Ко. В частности, пока другие федеральные СМИ игнорировали первые акции "За честные выборы", "Эхо Москвы" передавала оттуда репортажи, а также предоставляла эфир всем гонимым властями деятелям от Михаила Касьянова до основателя "Евросети" Евгения Чичваркина. Это недовольство в открытую высказал в январе на встрече с журналистами премьер-министр Владимир Путин, заявив Венедиктову: "Я же не обижаюсь, когда вы меня поливаете поносом с утра до вечера".

В знак протеста против происходящего Венедиктов не собирается покидать редакционный пост. Пока его позиции устойчивые: "Эхо Москвы" — одно из немногих российских СМИ федерального масштаба, где редактора избирает трудовой коллектив. Последний раз Алексей Алексеевич был переизбран в прошлом году, а следующие выборы редактора должны состоятся через два года.

МНЕНИЕ: "ГАЗПРОМ РЕШИЛ ЗАРАНЕЕ ЗАТОПТАТЬ МЕДИАПОЛЯНУ". "Это продолжение кампании по затягиванию гаек на российском медиапространстве, — заявил "Сегодня" российский журналист и писатель Дмитрий Быков. — Через это уже прошли многие. В свое время меня попросили уйти с радиостанции "Сити-FM", которая принадлежит "Газпром-Медиа". Формально меня попросили остаться, но создали такие условия, при которых я не мог работать. Политические темы мы не трогали, социалку — не трогали, говорил о культуре, и то все время сокращали эфир, а соответственно сокращалась и оплата. Я предполагаю, что "Газпром-Медиа" решил угадать настроения властей и заранее затоптать медиаполяну. Но если в случае с НТВ все выглядело спорно — государство тогда боролось с олигархами, то теперь все выглядит как борьба с конкретными журналистами".

Реклама

"Сейчас нельзя утверждать, что произошедшее как-то нарушает права журналистов или оказывает давление на редакционную политику. Хотя симптом тревожный, — считает московский политолог Кирилл Танаев. — В любом случае большинство голосов в совете не принадлежало редакции, и она не влияла на решения, хотя у редактора была возможность высказать свое мнение, которое могли и учесть". При этом Танаев отметил, что сейчас все российские СМИ уделают немало внимания оппозиции, чего до выборов в Госдуму не было: "РИА "Новости" делает прямые трансляции протестов, телеканал "Дождь" постоянно говорит об оппозиции — и пока все это остается в эфире".