Год после теракта в Норвегии: общество не хочет казни Брейвика

19 июля 2012, 10:30
Мы узнали, как изменилась жизнь в стране после расстрела террористом 77 человек.

Реклама

Прошел год после жестокой расправы фундаменталиста Андерса Брейвика над обитателями молодежного лагеря правящей Рабочей партии на острове Утёйа, которому предшествовал теракт в правительственном квартале в Осло. 22 июля 2011 года стало датой, которая поделила историю Норвегии на период до теракта и после. Но при этом норвежцы даже мысли не допускают, чтобы казнить убийцу 77 человек, которого в шведской прессе называют Гитлером.

Жизнь в Норвегии изменилась, но совершенно не так, как можно было бы предположить в Киеве. Вместо озлобленности на мусульман, ставших причиной появления радикальных взглядов у Брейвика (обижали мальчика в детстве), норвежское общество прониклось какой-то всеобщей любовью к ближнему.

"Это очень большая трагедия для норвежцев, этого они не забудут никогда, и эта трагедия уже вошла в учебники по истории королевства. Очень сильно изменилось отношение к иностранцам в позитивном плане, — рассказала "Сегодня" украинка Наталья Равн-Кристенсен, ныне проживающая в Осло. — Норвежцы вроде как бы извиняются за произошедшее, считают, что к трагедии привели те негативные явления, включая расизм, которые они не смогли искоренить. Они стараются быть лучше, чем им кажется они были раньше. Ни о какой мести речи не идет. Была проведена общегосударственная акция "Любовь", когда людей призывали помогать ближнему независимо от цвета кожи или вероисповедания. В прессе количество статей, посвященных людям, которые спасали детей на Утёйа, рискуя лишиться своей жизни, в разы превышает количество материалов о суде над Брейвиком". Кстати, вердикт суда ожидается до конца июля.

Реклама

Тотальное усиление мер безопасности незаметно, хотя спецслужбы более активно взялись за контроль интернет-пространства, что сразу сказалось на количестве арестованных хакеров. "Незаметно, что на улицах стало больше полицейских, хотя люди не против усиления мер безопасности, — говорит проживающий в Норвегии бывший львовянин Остап. — Когда два года назад в пригороде Осло было Евровидение, на него приехала певица Алеша. И она все время задавала вопросы: "А где охрана? А где полиция?" И у первых лиц больше охраны не появилось. Премьер-министр Йенс Столтенберг как ездил на работу на велосипеде, так и ездит. Мэр Осло Фабиан Станг как ходил без телохранителей, так и ходит. Даже возле их домов не появилась охрана".

Еще один феномен норвежской трагедии — рейтинг Рабочей партии и премьера вырос, хотя просчеты правоохранительных органов были очевидны. "Все левые партии сохранили свой рейтинг, а вот правым партиям Брейвик навредил — они получили мощную негативную рекламу и теперь не могут претендовать на места в парламенте, — продолжает Наталья. — Столтенберга теперь все называют "Отцом страны", ведь он активно ездил на похороны погибших, утешал их родных, был рядом на поминальном митинге и все время призывал к миру. В итоге рейтинги его сильно подросли".

Что касается смертной казни для Брейвика, то подобные призывы не звучали ни в соцсетях, ни из уст лишившихся своих детей. "Норвежское общество достигло такого уровня развития, что считают даже мысль о том, чтобы лишить преступника жизни, недостойной современного человека. Они считают, что такое может быть только в отсталых Афганистане или Иране", — объясняют мои собеседники.

Реклама

Читайте также Норвежский террорист Андерс Брейвик: "Жестокость — это не обязательно зло"

УЧИЛСЯ УБИВАТЬ У "АЛЬ-КАИДЫ"

22 июля 32-летний Брейвик дождался, пока в правительственном квартале Осло взорвется его фургон, начиненный взрывчаткой и оставленный накануне у здания кабинета министров (погибли 8 человек), и вооруженный пистолетом и карабином, направился на Утёйа. Полиция знала, что Брейвик купил карабин и несколько магазинов к нему с пулями, разлетающимися на куски внутри жертвы, но не предала этому значения, поскольку в документах будущий террорист написал, что собирается поохотиться на оленей. Полиция знала, что он покупает в больших количествах аммиачную селитру через интернет, позже используемую для бомбы, но также не заподозрила лихого, ведь у Брейвика была лицензия на сельхозработы.

На паромной переправе Брейвик, одетый в полицейскую форму, предъявил поддельное удостоверение, назвался агентом секретной службы, прибывшим на остров для инструктажа по технике безопасности в связи со взрывом в столице. "Я был почти на 100% уверен, что встречу на острове серьезное сопротивление и, возможно, даже погибну. Но там был только один полицейский, и тот не вооружен", — рассказал террорист на суде. Собрав вокруг себя отдыхающих, он в 17.00 начал расстреливать толпу, а затем преследовать тех, кто попытался спрятаться. Он хладнокровно убивал всех, кто встречался ему на пути, добивая раненых контрольным выстрелом. "В палаточном лагере я собирался выстрелами напугать как можно больше людей, чтобы загнать их в воду и чтобы они утонули, — таким был план", — рассказал террорист. Стрельба продолжалась 1,5 часа, после чего он без сопротивления сдался подоспевшему отряду полиции.

Свой теракт Брейвик запланировал в 2006 году, после чего отправился жить к матери, чтобы сэкономить деньги на подготовку расправы. Тактику ведения боя он взял из видеоигр World of Warcraft и Call of Duty, в которые играл по 16 раз в день. После теракта норвежские торговцы изъяли из продажи эту видеоигру из уважения к близким погибших. Также Брейвик изучал тактику и стратегию "Аль-Каиды".