Греция: Демонстрации в Афинах больше напоминают первомайские в СССР

6 октября 2011, 07:21
Репортаж из охваченной протестами страны, где через 10 дней ожидают дефолт.

Афины. Самые активные — студенты, которые боятся лишиться бесплатного образования, фото Д.Короткова

Вчера Греция вновь была в центре мирового внимания благодаря заранее анонсированной 24-часовой забастовке работников почти всего госсектора. Список бастующих, объявленный профсоюзами, впечатлял: это и почти все транспортники, и здравоохранение, и учителя, и госслужащие. Учитывая тот размах протестного движения, который регулярно показывают по нашему ТВ, можно было ожидать, что греческая столица окажется очагом настоящей революции, вроде Петрограда в 1917-м или Киева в 2004-м. Но в реальности черт оказался далеко не так страшен.

Смотрите ФОТО: Протесты в Греции: Молодежь веселится, профсоюзы поносят капитализм

Реклама

От моей гостиницы до парламента, возле которого протестуют греки, — километра три. В 10 утра выхожу пешком, чтобы понаблюдать за демонстрациями. Тем более, что, по предварительной информации, общественный транспорт не работает. Но демонстраций нет. Лишь возле одного из гософисов человек 30 с транспарантами. Автобусы и метро работают.

Некое подобие напряженности наблюдается лишь по мере приближения к парламенту. Парк, находящийся с тыльной стороны здания, закрыт, и полиция выгружается из автобусов. Демонстрантов все не видать — в 11 утра Афины все еще дремлют под теплым октябрьским солнцем.

Оказывается, демонстрация назначена на 12 и раньше никто не собирается. Чтобы не терять время, иду в находящийся рядом с парламентом туристический район Плака, что под горой Акрополь. И вот тут наглядно видно, что с Грецией не все в порядке: в Афинах стоит идеальная погода, а Плака — почти пуста. В одной из сувенирных лавок скучают продавец и гид. Гид Манос неплохо говорит по-русски и по-немецки и, узнав, что я из Киева, нахваливает русских туристов (так тут называют всех гостей из СНГ), параллельно понося немцев. И греков. "С тех пор, как начались забастовки, туристов стало намного меньше, — объясняет Манос. — Особенно немцев — они как чувствуют, что это именно их правительство требует от нас сокращать расходы. И вообще гораздо меньше стало европейцев. Они — привередливые туристы, боятся попасть в ситуацию, когда аэропорты бастуют, как сегодня. Так что кризис для меня начался как раз из-за забастовок. Только русские и японцы приезжают, как раньше".

Реклама

СМЕРТЬ КАПИТАЛИЗМУ? К 12-ти возвращаюсь к парламенту. Улица Амалиас, на которую парламент выходит фасадом, уже заполнена. Демонстранты идут по проезжей части нестройной колонной с флагами профсоюзов, хором поддерживая лозунги, которые скандируют из едущего впереди автомобиля. Даже без перевода ясно, что скандируют нечто ругательное про "капитализм" и "плутократию". Как поясняет мне Манос, все профсоюзы — очень левые, поэтому лозунги о том, что стране нужен социализм, обязательно присутствуют даже на митингах с требованиями к МВФ.

Настоящего энтузиазма у бастующих не видно. Для "человека советского" все это до боли напоминает наши первомайские демонстрации. Вот прошла колонна транспортников, прокричала лозунги, вот идут медики с транспарантами, а вон там, в хвосте, — учителя, но они еще не дошли до парламента, поэтому идут тихо, ожидая своей очереди покричать. И между ними снуют торговцы, предлагая то воду, то крупные бублики по 80 центов, которые в магазине продают по 60 центов.

Выделяются из общей пассивной массы студенты и старшеклассники. По ним видно, что они получают удовольствие, тусуясь вместо протирания штанов в классах и аудиториях. Молодежь скандирует громче всех, заканчивая каждый лозунг фанатской мелодией "Оле-оле-оле-оле!". Объясняют, что требуют бесплатного образования. Правда, оно у них и так бесплатное, но все равно бастовать надо, чтобы не сделали платным.

Реклама

ШОУ ДЛЯ МВФ. На самом деле, меры, предпринятые правительством под давлением ЕС и МВФ, не так уж страшны. В планах кабинета — сокращение 30 тысяч бюджетников и урезание пенсий выше 1200 евро (а такие не у многих). Чем не наше сокращение госаппарата и ограничение максимальных пенсий? Но у нас из-за этого никто не бастовал. Правда, вводится налог на недвижимость — около 100 евро в год. Но при средней зарплате в тысячу евро это не смертельно. Стоит отметить, что ЕС задерживает выплату очередного транша, и если через 10 дней денег не будет, Грецию ждет дефолт.

ШАНТАЖ ЕВРОПЫ. Массовые протесты выгодны и властям. Пойдя на сокращение госрасходов, они правдиво заявили, что не могут сократить их до уровня, требуемого ЕС и МВФ. И демонстрации — хороший аргумент для кредиторов: мол, мы уже пошли на большие жертвы, дальше может быть революция. Похоже, из разряда тех же аргументов и угрозы выйти из еврозоны, с которыми выступают левые. В Греции понимают, что в таком случае не будет мецената в лице ЕС, поддерживающего стабильность евро, а сама Греция не потянет нынешний уровень соцгарантий.