Иран на грани революции

28 декабря 2009, 15:49
В Тегеране оппозиционеры жгут машины и швыряют камни

Тегеран. Оппозиционеры отвечали силовикам булыжниками. Фото АFP

Притихшая после проигрыша на президентских выборах иранская оппозиция решила использовать мусульманский религиозный праздник Ашура для нового выступления (другого повода заявить о себе у оппонентов Ахмадинежада и нет, поскольку в стране сохраняется запрет на сбор на улице более трех человек). В итоге столкновения с силовиками продолжаются уже третий день, минимум 15 человек погибли, в том числе и племянник экс-кандидата в президенты Ирана Мир-Хосейна Мусави. Мусави и еще несколько лидеров оппозиции арестованы.

Суть праздника Ашура в том, что мусульмане избивают себя цепями и палками, таким образом поминая внука пророка Мухаммеда имама Хусейна, убитого в 680 году. Но вышедшие на улицы Тегерана и других городов люди начали скандировать "Да здравствует Азербайджан!", "Смерть диктатуре персов!" и "Не повернем с революции, мы пламя, мы не погаснем!". Власти, поняв, что имеют дело с массовой акцией оппозиции, а не с шествием верующих, бросили на их разгон армию. "Со стороны проспектов Новбар и Ахраб в центре города начали движение военные. В небе появились вертолеты. В Магсудийе избит до полусмерти парень. В Баге-Шомал демонстранты сожгли полицейскую машину", — написал на своем блоге житель Тегерана под ником "Сын Азербайджана". Полиция против демонстрантов применила слезоточивый газ и оружие. Демонстранты отвечали камнями, поджогами и кулаками.

Реклама

Ситуация в Иране начала накаляться на прошлой неделе, когда на 87-м году скончался поддерживающий оппозицию аятолла Хосейн Али Монтазери. Пока эксперты не берутся прогнозировать, когда в Иране нормализуется обстановка. "Основную силу оппозиции составляют этнические азербайджанцы, которых здесь 30 млн, но которые не имеют даже телеканала, — рассказал "Сегодня" политобозреватель из Баку Акпер Гасанов. — Их проблемами озаботился Мусави — он тоже азербайджанец. Власти пресекают всякие попытки восстания азербайджанцев, опасаясь сепаратизма. Есть угроза, что самое крупное в Иране этническое меньшинство потребует отделения Восточного Азербайджана".