Каддафи нефтью клеит карту Европы

5 сентября 2009, 08:10
Ливийский лидер сеет смуту в Старом Свете, мстя за сына и спасая земляка-террориста.

Фото AFP

Лидер ливийской революции Муаммар Каддафи подает пример коллегам из других стран, как, не покидая своей палатки-резиденции, влиять на политику в далекой Европе. Президент Ливии провоцирует сразу два очага политической напряженности: в Швейцарии и Великобритании.

ШВЕЙЦАРИЯ. 23 сентября Каддафи, впервые за 40 лет пребывания у власти, выступит с трибуны Генассамблеи ООН. Швейцарские СМИ пишут, что он использует эту возможность, чтобы предложить ликвидировать Швейцарию, а ее кантоны разделить по языковому признаку между Францией, Германией и Италией. Еще год назад Швейцария и Ливия были партнерами: в швейцарских банках хранились ливийские капиталы, Триполи обеспечивал конфедерацию нефтью. Дружба закончилась 17 июля 2008 года, когда в одной из фешенебельных гостиниц Женевы полиция задержала сына лидера ливийской революции Ганнибала Каддафи и его беременную жену, подозревая их в избиении гостиничной прислуги.

Реклама

С этого момента началась месть Берну с стороны Триполи: Ливия начала выводить из банков капиталы, объявила о прекращении поставок нефти, перед Каддафи даже бил челом президент Швейцарии Ханс-Рудольф Мерц, но лишь усугубил проблемы. Беда Берна еще и в том, что на неприятности соседа закрывают глаза в Европе. Зачем иметь проблемы с Ливией — выгодным продавцом черного золота? Швейцарские власти отвергают какое-либо влияние слов Каддафи на территориальную целостность страны, но то, что репутация будет подмочена — однозначно. Ведь Берну просто нечем ответить на такие унизительные слова.

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ. В Британии же ЧП другого плана. Тамошние власти не могли не догадаться, какой переполох в Шотландии вызовет досрочное освобождение от пожизненного заключения Мухаммада аль-Меграхи, ливийца, причастного к взрыву лайнера Pan American над шотландским городком Локерби в 1988 году. Тогда погибли 259 человек в самолете и 11 жителей городка. Аль-Меграхи был выпущен в августе под предлогом смертельного заболевания — рака предстательной железы — чтобы он закончил свои дни на родине. Шотландия вспыхнула, обвиняя Лондон в предательстве, циничной сделке с Ливией — нефтяные контракты в обмен на аль-Меграхи. Шотландцев такое отношение к себе покоробило и стало последней каплей для правительства, и ранее не жалующего Лондон. Первый министр Александр Сэлмонд заявил, что парламент проголосует за законопроект о проведении референдума о независимости. Отделение от Соединенного Королевства было одним из предвыборных обещаний Национальной партии, возглавляемой Сэлмондом. Теперь же у шотландцев появился повод.