Каюты "Булгарии" в дождь заливало водой, а капитан не хотел идти в роковой рейс

13 июля 2011, 03:25
Экипаж мог быть пьяным, а против чиновников уже возбудили уголовные дела

Жители Казани два дня несут к пристани цветы, свечи и игрушки, поскольку погибло около 50 детей. Фото ИТАР-ТАСС

Во вторник в России был траур по 126 своим гражданам, погибшим в воскресенье на Куйбышевском водохранилище при кораблекрушении теплохода "Булгария". Символическим местом скорби стала стена на пирсе в Казани, рядом с которой пришвартован теплоход "Арабелла" — единственное судно, которое пришло на помощь утопающим. К стене, где висят списки пассажиров, жители Казани несли цветы, свечи и игрушки. "Такого сочувствия в Казани еще не было", — заметила местная жительница.

ФОТО: Выжившие после крушения "Булгарии" встречали родных со слезами

Реклама

Водолазы подняли на поверхность уже 100 тел, 16 из которых — детские. Самое страшное, что погибших детей будет намного больше, потому что за считанные минуты до катастрофы около 50 ребятишек собрали в игровой комнате на представление. Комната находилась в трюме без иллюминаторов, шансов выбраться оттуда у оставшихся без родителей детей не было...

Всего на борту находились 205 человек, из них 23 незарегистрированных пассажира. Спасены 79 человек. Семьям погибших государство даст по 1 млн рублей (35,5 тыс. долларов).

КАПИТАН. Водолазы нашли тело капитана "Булгарии" Александра Островского, а также его сестры. Тело капитана обнаружили на нижней палубе, хотя он должен был находиться за штурвалом — была его смена. Сделан вывод, что после того, как судно опрокинулось на бок, Островский оставил пост и помогал пассажирам покинуть теплоход. Тела двоих детей Островского не нашли. Его подчиненные уверяют, что капитан всеми силами пытался предотвратить катастрофу. "Он до последнего искал возможность повернуть теплоход на ветер. Крен бы был на левый борт, и заливать перестало бы. Но фактически это уже было невозможно", — рассказал журналистам электромеханик теплохода Василий Байрашев.

Реклама

По словам проводницы судна, капитан вообще не хотел отправляться в плавание: "Отказал главный двигатель, когда мы уже шли в Болгуры. Мне об этом сказала команда. Ребята отказывались выходить в рейс. Но потом все-таки решили выйти. Прошло всего около часа, когда теплоход дал сильный крен, что, впрочем, бывало и раньше. Все начали кричать, а я начала успокаивать, что ничего страшного. Потом я увидела, как бежит старпом, он кричал, чтобы на всех надели спасательные жилеты".

ПЕРВЫЕ АРЕСТЫ. Следствие, однако, видит в Островском не героя, а чуть ли не главного виновника трагедии: ведь он вышел в рейс в неблагоприятную погоду, с перегрузом, с креном на правый бок и одним неработающим двигателем. Но, по мнению некоторых членов госкомиссии по расследованию катастрофы, а также владельца и арендатора "Булгарии", эти факторы не стали причиной катастрофы. Мол, десятки устаревших судов, для которых обычным делом являются перегрузки, крены и неработающие двигатели, возят пассажиров по Волге. Значит, по их мнению, к нынешней трагедии привели неправильные действия экипажа и прежде всего капитана, совершившего роковой маневр.

Действия экипажа действительно вызывают вопросы. Представители арендатора говорят, что Островский нарушил распорядок компании и не вышел на связь перед отплытием, когда он мог бы заявить о проблемах. Рулевой не связался с диспетчером движения, от которого должен был получить прогноз погоды. Ну и главная претензия — пассажиры утверждают, что экипаж не пытался никого спасать. "Команда только о себе думала, в первую очередь спасали только тех, кто выплыл, а непосредственно, когда тонул корабль, не было помощи. Команда просто спасала свои шкуры", — приводит "Первый канал" рассказ выжившего Николая Макарова. За все это вместо Островского может ответить 75-летний старпом Владимир Назаров, как самый старший по званию, оставшийся в живых. На "Булгарии" он работал неофициально — возраст не позволял его оформить. Говорят, он любил выпить. По словам директора ресторана на "Булгарии", среди матросов вообще было много пьющих, и не последнюю роль в их посиделках играл Назаров.

Реклама

Но все списать на экипаж не удастся. По словам очевидцев, сразу было видно, что судно ветхое. "Когда пошел сильный дождь, вода текла в каютах и коридорах палуб с потолка, заливая стены", — рассказала одна из выживших. Уже возбуждено уголовное дело против тех проверяющих Минтранса России, кто 15 июня подписал акт о техпригодности "Булгарии". Задержан гендиректор ООО "Аргоречтур" Светлана Инякина — арендатор "Булгарии". Ей грозит 10 лет тюрьмы.

Возбуждено уголовное дело и против капитанов двух судов, которые проплыли мимо утопающих и не помогли. Им грозит до 2 лет тюрьмы.

16 июля начнутся работы по подъему "Булгарии" с 20-метровой глубины. Проект подъема разработал петербургский НИИ Минобороны, в 2000 году подготовивший план подъема АПЛ "Курск". Вчера приехали водолазы с Саяно-Шушенской ГЭС, участвовавшие в поисковых работах после аварии на станции в 2009 году.