Как живет Эквадор и что там говорят о сносе Ленина на Бессарабке

19 декабря 2013, 10:31
Знаменитый в СССР слет молодежи и студентов в Эквадоре собрал туарегов, партизан и наших комсомольцев

Кито. Столица Эквадора расположена высоко в горах, недалеко от вулканов, в так называемом «Центре мира» — на самом экваторе. Фото А.Манчук

"Товарищи, пробуйте коку! Подходите, жуйте! Кока — не наркотик! Жевать ее — не преступление! — кричал на испанском и на английском молодой парень в индейском пончо и в кепке с красной звездой, раздавая участникам XVIII Всемирного фестиваля молодежи и студентов пакетики с листьями коки — растущего в Андах кустарника, который известен как сырье для кокаина. Представители правопорядка совершенно спокойно наблюдали за тем, как несколько волонтеров средь бела дня раздавали на улицах города Кито коку, а также сделанные на ее основе конфетки-леденцы. Ведь это "наркотическое" мероприятие было официально санкционировано властями Эквадора.

"Индейцы жевали коку еще три тысячи лет назад. Это важная часть культуры народов кечуа и аймара — ведь жевание коки помогало индейцам жить на огромной высоте в горах Андах, с их разреженным воздухом. А потом пришли европейцы и сделали на основе этих листьев наркотик. Его потребляют в США и в Европе, но почему-то хотят запретить нам выращивать его в Южной Америке — где никто не нюхает кокаин! Власти Боливии, Эквадора, Венесуэлы выступают за декриминализацию коки — и мы должны донести эту позицию до гостей фестиваля", — заявила мне колумбийка Марселла, которая сама коку не жует, но считает, что эта древняя традиция должна жить. Демонстративные попытки реабилитировать "кокаиновый куст", как правило, делаются в пику США. Так, президент Боливии Эво Моралес, например, демонстративно жевал эти листики на трибуне ООН в Нью-Йорке.

Реклама

Эквадор входит в число тех стран Латинской Америки, где после падения военных диктатур к власти пришли представители умеренно левых сил, которые называют себя сторонниками "нового социализма XXI века" и не скрывают своего враждебного отношения к США. Экономика этих стран основана отнюдь не на коке, а на нефти и газе, доходы от которых перераспределяются в пользу бедных слоев населения — на жилье, здравоохранение, образование и другие социальные нужды. Дороги Эквадора даже высоко в горах вызвали бы у украинцев глубокую зависть, равно как и продуманная система развязок с выделенными полосами для "метробусов", которые позволяют решить проблему пробок в растянувшемся среди гор городе- "миллионнике". Улицы столицы Эквадора непривычно чистые, а криминал не является такой насущной проблемой, как в других стран региона.

Участники. Как и положено, был марш с эмблемой фестиваля. Фото А.Манчук

Реклама

ФЕСТИВАЛЬ. Всемирный фестиваль молодежи и студентов — мероприятие с большой историей. Впервые его провели в 1947 году, в Праге, когда у переживших Вторую мировую молодых европейцев вошли в моду антивоенные настроения. Советские власти активно поддерживали этот фестиваль, самый знаменитый из которых прошел в Москве в 1957 году. Тогда в СССР впервые приехали 34 000 юношей и девушек из 131 страны мира, что привело потом к расцвету субкультуры "стиляг" и породило легенду о "детях фестиваля" — смуглокожих малышах, якобы родившихся в Москве после отъе
зда гостей из стран Африки и Латинской Америки.

Для давно полевевшей Латинской Америки фестиваль является политическим событием первой величины.

Он проходил с 7 по 13 декабря. В эквадорской столице Кито его открыл сам президент страны Рафаэль Корреа. Он несколько часов выступал перед делегатами из 140 стран, которые маршировали по улицам этого высокогорного города, расположенного под склонами вулканов, на высоте почти три километра — гораздо выше нашей Говерлы. Он заявил, что Эквадор отныне является самостоятельной фигурой на мировой арене. "Мы дали убежище Джулиану Ассанжу, не побоявшись бросить вызов ведущим мировым державам, которые хотели его арестовать, — говорил Корреа, стоя под ледяным ливнем, внезапно хлынувшим из спустившихся с гор туч. — Мы больше не банановая республика, политику которой диктуют из-за океана". Правда, он не стал акцентировать их внимание на том, что Эквадор использует сейчас вместо собственной валюты доллар США.

Реклама

Среди делегатов фестиваля была самая экзотическая публика. К примеру, представители новозеландских аборигенов-маори, борющихся за расширение своих прав; делегация туарегов из непризнанной Западной Сахары; красные колумбийские партизаны, которых обвиняют в производстве того самого кокаина; непальские маоисты с ароматическими буддистскими палочками; северные корейцы с портретами своего нового вождя Ким Чен Ына и индейцы из Амазонии, толком не говорящие даже по-испански. Все вместе они ходили на семинары, где пытались обсуждать проблемы глобализации и защиты прав человека и слушали выступления музыкальных групп — от итальянской "Банды Басотти" до кубинских джазменов и фольколорных коллективов, играющих традиционную музыку андских индейцев. Последние исполняли свои песни часами, почти без остановок.


Ленин. Участники фестиваля были против сноса памятника. Фото  А.Манчук

ЛЕНИН. Проведение этого фестиваля совпало с появлением Евромайдана в Украине, во время которого был уничтожен памятник Ленину в Киеве. "Это — варварство. Ленин — выдающаяся историческая фигура, он издалека повлиял даже на наш континент. В Эквадоре и Латинской Америке сегодня живет немало людей, которым дали его имя. Война с памятниками недопустима. Мы резко осуждаем испанских конкистадоров, которые когда-то поработили и истребили индейцев, но никто не собирается сносить установленные им памятники — хотя за последние годы у нас прошли две народные революции, когда индейцы брали столицу под свой контроль", — пожурил украинцев депутат эквадорского парламента, коммунист Диего Винтимилья. Он пригласил нас позавтракать прямо в парламентском конференц-зале, проведя экскурсию по зданию местных законодателей, — которое, кстати, смотрится куда более современным, чем Верховная Рада. На фестивале прошла акция против сноса памятника в Киеве. Ее организовали несколько делегатов от украинского комсомола, которые нарисовали плакаты в защиту памятника, а между делом бойко торговали на организованном в рамках фестиваля сувенирном рынке комсомольскими значками с Лениным по $5.

Молитва за Чавеса и Манделу

Каждый день вечером на одной из площадей Кито стояли на коленях множество людей. В один из дней участники фестиваля вместе с эквадорцами провели молебен в память о скончавшемся на днях экс-президенте ЮАР Нельсоне Манделе и умершем в марте президенте Ванесуэлы Уго Чавесе. Эквадорцы оплакивали их так эмоционально, будто покойные приходились им близкими родственниками. "Я плачу не только от горя, но и от радости, — сказала нам Глория Двала из южноафриканского Тсване, — чернокожая женщина, которая рыдала прямо посреди площади. — Ужасно, что ушел Мандела — человек, который когда-то дал мне свободу. Ведь я росла при апартиде. Но я счастлива, что здесь, так далеко от родины Манделы, его оплакивают люди со всего мира".

Андрей Манчук, Эквадор