Как живется автовладельцам в Польше: бензин растет в цене, а "грачей" нет

3 мая 2012, 13:49
В спецпроекте "Польша VS Украина" мы сравним транспорт, которым пользуются поляки и украинцы.

Парковка. Если стал, где нельзя, машину эвакуируют. Фото: Д. Гомон

Личный транспорт вполне по карману многим варшавянам. Они могут купить подержанную машину в соседней Германии и растаможивать ее (в Украине это долго и дорого) не придется. А вот цены на бензин кусаются, и что ни день, то больнее. Сейчас литр бензина 95-й марки стоит 5,94 zl (15 грн), и как опасаются многие поляки, вот-вот дойдет до 6 zl за литр. В Киеве сейчас бензин стоит порядка 11—12 гривен за литр.

Читайте главный материал темы: Поляки ездят в 6 раз дороже, чем украинцы, и не знают, что такое троллейбус и маршрутка

Реклама

Еще один минус — пробки. Правда, в Варшаве это выглядит куда цивилизованней — водители не мечутся между полосами, не говоря уже о том, чтобы выскочить на встречку или объехать по тротуару, все тихонько тащатся в нужном направлении. "Я живу не в центре и добираться в редакцию мне быстрее и проще именно на машине", — считает политобозреватель газеты Rzeczpospolita Петр Косьцински. Профессор политологии Вавжинец Конарский другого мнения: "Машина у меня есть, но намного удобнее мне сесть в метро и, потратив около получаса, доехать до места работы. Там пробок не бывает и я не опаздываю".

ВИДЕО: Пробки в Польше: водители ведут себя цивилизованнее, чем в Украине

Поляки любят быструю езду. Разрешенная скорость по Варшаве — 80 км в час (по Киеву — 60 км в час), по центру — 50 км в час, но есть места в старом городе где она ограничена до 30. Кстати, ограничивающих знаков полно, а также камер, фиксирующих нарушения. В городе за порядком на дорогах следит городская полиция, а на трассах с радарами дежурит "драгувка" (дорожная полиция). Им разрешено останавливать машины, будучи даже в штатском. Наказанием, как правило, является "штрафной пункт". И если их накопилось немало, права просто заберут.

Реклама

ПАРКОВКА. Платная парковка — только в центре Варшавы: 3 zl за первый час (7,5 грн). Можно платить и меньше: минимальный тариф — 0,5 zl (1,25 грн) за 10 минут. Если не заплатили, вас ждет штраф (125,5 грн). А за парковку в неположенном месте машину просто эвакуируют, как это было раньше в Киеве, и вызволять ее придется тоже за большой штраф. Сейчас в украинской столице с парковками мутная история. Согласно постановлению Кабмина, платными стоянками не могут считаться парковки без паркомата, а последних у нас маловато. А потому кто-то платит лично парковщику, а кто-то просто его игнорирует. Ведь цены в Киеве в среднем выше, чем в Варшаве. Самая дорогая — 1 зона в центре: 10 гривен в час (даже за полчаса придется платить, как за час), а дешевле всего на окраине — 5 грн.

ВИДЕО: В Польше за неправильную парковку авто забирает эвакуатор

ТАКСИ. Поймать такси, голосуя на тротуаре в Варшаве почти нереально. "Грачей" нет, а таксисты сосредоточенно едут по вызову или ждут клиентов на специальных стоянках. На если брать машину на стоянке, это обойдется в 2,4 zl за км (около 6 грн). Если вызвать по телефону, то лучше воспользоваться более дешевыми службами, например, "Грошиком", у которого тариф 1,8 zl за км (4,5 грн). Для сравнения — в Киеве тариф 2,5—4 грн за км. Только в Варшаве оплата идет строго по счетчику, и водитель в конце поездки обязательно должен выдать чек. Манеры варшавских таксистов мало отличается от киевских — они лихачат и любят болтать о жизни в дороге (те, кто постарше, понимают русский).