Нурсултан Назарбаев. Фото: facebook.com/AkordaPress
Руководители стран так называемой "Каспийской пятерки" подписали в Актау (Казахстан)конвенцию о правовом статусе Каспийского моря – исторический для региона документ, работа над которым велась с 1996 года.
Подписи под конвенцией на торжественной церемонии после окончания пятого Каспийского саммита, поставили президент Азербайджана Ильхам Алиев, президент Ирана Хасан Роухани, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, президент РФ Владимир Путин и президент Туркмении Гурбангулы Бердымухамедов.
Согласно Конвенции, основная площадь водной поверхности Каспия остается в общем пользовании сторон, а дно и недра делятся соседними государствами на участки по договоренности между ними на основе международного права.
Судоходство, рыболовство, научные исследования и прокладка магистральных трубопроводов осуществляются по согласованным сторонами правилам. При реализации масштабных морских проектов обязательно учитывается экологический фактор.
Конвенция фиксирует положение о недопущении присутствия на Каспии вооруженных сил внерегиональных государств, определяет пять прикаспийских государств ответственными за обеспечение безопасности на море и управления его ресурсами.
Вопрос определения правового статуса Каспийского моря актуализировался после распада СССР, когда появление новых субъектов международного права – государств Азербайджан, Казахстан и Туркменистан – поставило вопрос о разграничении Каспия уже между пятью странами.
Сложности определения статуса Каспия были связаны, в частности, с признанием его озером или морем, разграничение которых регулируется разными положениями международного права. Неурегулированность статуса Каспия была одним из препятствий для строительства Транскаспийского газопровода, который мог бы доставлять газ в Европу из Туркменистана и через Азербайджан по дну моря.
Через 22 года после начала переговоров стороны, наконец, пришли к выводу: Каспий – не озеро и не море, или то и другое одновременно. Страны "пятерки" создали некий гибрид – нечто среднее между морским распределением, с выделением шельфа, свободной экономической зоны и рыболовной зоны.
Ранее п редставители крупных транспортно-логистических операторов Турции, Казахстана, Азербайджана и Грузии на встрече в Стамбуле приняли решение учредить консорциум с целью транспортировки грузов из Китая в Европу.
Также в 2016 году министр иностранных дел России Сергей Лавров заявлял, что Россия не намерена отдавать Курильские острова Японии и не выпрашивает у этой страны заключения мирного договора. По его словам, РФ как преемница СССР, взяла на себя все обязательства Советского Союза.