Хемингуэй хотел стать агентом КГБ

12 июля 2009, 19:13
Резидент "Арго" был шпиономаном без способностей, и его списали.

Шпион и море. Писатель помогал и США искать немецкие подлодки. Фото thewesterncanon.wordpress.com

Совсем скоро, 21 июля, почитатели известного американского писателя Эрнеста Хемингуэя будут отмечать 110 лет со дня рождения автора таких бессмертных творений, как "Старик и море" и "Прощай, оружие". К знаменательной дате подготовились и историки, обнародовав ранее неизвестную, пожалуй, самую скандальную подробность из жизни писателя.

В новой книге "Шпионы: взлет и падение КГБ в Америке" американских историков Джона Эрла Хейнса и Харви Клера, написанной при содействии бывшего сотрудника КГБ Александра Васильева, указывается, что Хемингуэй одно время числился в списке американских агентов советской разведки. Данные о вербовке Хемингуэя хранились в архивах КГБ, на выписках из которых, сделанных Васильевым, и составлена книга.

Реклама

Авторы книги сообщают, что писатель был завербован в 1941 году, накануне поездки в Китай, получил агентурную кличку "Арго" и при встречах с советскими агентами в Гаване и Лондоне в 1940-е годы неоднократно выражал желание и готовность им помогать. Однако, сказано в досье Хемингуэя, он не предоставил советской стороне никакой политической информации и так и не был проверен в практической работе, а потому к концу 1940-х контакты с Арго были прерваны.

ДЖОРДЖ ОРУЭЛЛ ПИСАЛ ДОНОСЫ НА КОЛЛЕГ

Несмотря на то, что шпионские игры Хемингуэя могли быть лишь его погоней за вдохновением и литературным материалом, авторы книги считают, что он относился к своей миссии со всей серьезностью. Но не обладал необходимыми талантами. Хемингуэй не ограничивался общением с КГБ. Известно, что во время Второй мировой он, живя на Кубе, помогал землякам-американцам — патрулировал воды близ Кубы в поисках немецких подлодок. Правда, заметил только одну.

Реклама

"Провал" Хемингуэя — не самый скандальный. Шесть лет назад всплыли факты о сотрудничестве известного писателя Джорджа Оруэлла ("1984", "Скотный двор") с британским правительством. Оруэлл недалеко ушел от отрицательных героев своих книг — он оказался плодовитым доносчиком, в 1940-х информировавшим власти о скрытых коммунистах в рядах британской интеллигенции.