Кризис в Беларуси: Лукашенко просит кредиты, людей отправляют в отпуска

24 ноября 2008, 16:55
Массовых увольнений у наших соседей нет, но многие стройки замораживают, а цены на продукты растут.

В поте лица. Лукашенко работает, чтобы оградить земляков от кризиса. Фото ИТАР-ТАСС

Экономический кризис подобрался и к Беларуси. Александр Лукашенко впервые за все время своего правления обратился за помощью к МВФ, попросив кредит в 2 миллиарда долларов. Миссия фонда в субботу покинула Минск, не сказав ни да, ни нет. В белорусском Нацбанке говорят — на самом деле обо всем договорились, остались "технические вопросы". Злые языки из оппозиции же говорят, что МВФ попросту вежливо отказал, потому что экономическая политика Батьки не отвечает требованиям фонда. По словам Лукашенко, Фонд требовал от него отменить повышение зарплат и субсидирование ЖКХ и понизить курс белорусского рубля на 20%. Говорят, на это бацька не пошел, а обратился за помощью к России, которая на выходных и объявила, что дает своему союзнику те же 2 миллиарда.

Отметим, что кризис в Беларуси протекает пусть и не в столь тяжелой форме, как в Украине (нет обвала нацвалюты, массовых увольнений и сокращений зарплаты; люди видят кризис разве что в виде роста цен), но по очень похожей схеме — снижается экспорт, буксует производство, банки не дают кредиты, заморожены многие стройки. Со временем, это безусловно, страна почувствует. Лукашенко видимо рассчитывает, что стране хватит кредитов, чтоб пережить трудные времена, а там, глядишь, экономика пойдет на поправку.

Реклама

"Нет пока массовых увольнений, просто не набирают новых людей, даже рабочих, — рассказывает политолог из Минска Роман Яковлевский. — На крупных предприятиях, на МАЗе, например, рабочих отправляют в отпуск — с 25 декабря по 15 января. Тысячи людей. Премий нет, потому что нету сбыта. Нет экспорта, склады у всех предприятий затарены — тракторный завод, автозаводы, моторный... Чтобы поддержать отечественного производителя, Лукашенко фактически запретил импорт — ввел запрет на приобретение валюты предприятиями. Сельское хозяйство не может сбыть мясо и молоко — Россия отказалась от белорусского экспорта. Говорит — по качеству уступает российским, а на самом деле своих, русских производителей поддерживают. Ушли из Беларуси и многие русские компании. Даже фирма жены Лужкова (Елена Батурина) заморозила стройки, людей сократили. Огромный бизнес-центр Минск-Сити заморозили".

Минчанка Оксана, руководящая подразделением грузоперевозок в крупной лизинговой компании, говорит, что судя по делам в ее фирме, кризис по стране уже ударил вовсю: "Как работник я его на себе уже ощутила. Я занимаюсь перевозками, так вот грузов стало на 50% меньше, работы почти нет. В стране — полный стопор. Многие производственные предприятия простаивают, сбыта нет — упал на 70%".

Впрочем, на бытовом уровне кризис пока не особо заметен, хотя настроения тревожные. "Как жила, так и живу. Но многие люди ничего не покупают, только предметы первой необходимости. Не знают, что будет в будущем," — говорит Оксана. "Паники нет, чтобы увольняли — не слышно. Все как было, так и есть. Только цены растут на продукты," — поведала нам журналист правительственной газеты "Белорусская нива" Вера Гнилозуб. "Всем импортерам фактически запретили делать предоплату за товары, то есть контракты заключены, а товары ввозить нельзя. Банк валюту не продает, а на бирже ее купить очень трудно – некоторые ждут по две недели, — рассказывает "Сегодня" минский предприниматель Сергей Жмуркин, — Плюс с нового года вроде бы начнут действовать перечни импортных товаров, без которых Беларусь вообще может обойтись. Паники или какого-то массового страха среди людей пока нет — они еще до конца не понимают серьезности ситуации".

Реклама

О КРИЗИСЕ — МОЛЧОК

В Беларуси власти не особо говорят о кризисе, чтоб не сеять панику среди населения. Сам Лукашенко признает наличие проблем только на уровне переговоров о кредите. "Лукашенко в приказном порядке запретил нагнетать атмосферу. Сказал — в стране кризиса нет. Есть временные затруднения", — говорит Яковлевский. "Проскальзывает информация, что какие-то предприятия простаивают, но широко ее не подают, — говорит Вера Гнилозуб. Возможно, о кризисе в стране белорусам расскажут оппозиционные газеты, которые на днях Лукашенко разрешил продавать в киосках "Белсоюзпечати" и распространять по подписке. Раньше редакции распространяли их своими силами. Пока только две — "Народную волю" и "Нашу Ниву", дальше обещали и другие. Роман Яковлевский говорит — со стороны Лукашенко это "приемлемый компромисс в рамках нормализации отношений с ЕС". Никакой угрозы со стороны этих изданий он не чувствует: "оппозиции по-прежнему перекрыт доступ и к радио, и к телевидению, и к интернету".

Должны ли власти предупредить людей о кризисе, или это лишь сеет панику и усугубляет ситуацию? Выскажитесь в комментариях!