Все версии крушения Airbus-321. Политологи: России не выгодно говорить о теракте

10 ноября 2015, 15:12
США и Британия, ссылаясь на разведданные, утверждают – причиной крушения лайнера стал террористический акт. Власти Египта и РФ просят не спешить с выводами

Жертвами крушения лайнера стали 224 человека. Фото: AFP

Мир продолжает обговаривать трагедию, которая произошла в субботу, 31 октября, на территории Египта – там потерпел крушение российский туристический лайнер Airbus-321 компании "Когалымавиа". На борту самолета было 224 человека. Ни одному из них не удалось выжить. Среди погибших – россияне, 4 украинца и 1 белорус.

Крупнейшая катастрофа в истории российской и советской авиации уже нанесла сильнейший удар по туристической отрасли и вызвала панику в авиационной сфере – многие задумались об увеличении уровня безопасности самолетов. Отменены сотни рейсов в Египет, тысячи туристов не могут покинуть популярнейший курорт. Багаж российских путешественников возвращается отдельными лайнерами…

Реклама

МИД Украины рекомендует нашим гражданам перед поездкой в Египет учитывать ситуацию с безопасностью в стране.

Однако самый важный вопрос остается открытым – что стало причиной трагедии и чего на самом деле нужно опасаться.

1. Внешнее воздействие

Реклама

Российская авиакомпания "Когалымавиа", которой принадлежит рухнувший самолет А321, считает причиной катастрофы внешнее воздействие, заявил журналистам гендиректор компании Александр Снаговский.

В компании заявили, что А321, потерпевший крушение над Синайским полуостровом, не мог разрушиться в воздухе из-за отказа какой-либо из технических систем. При переходе к падению самолет, скорее всего, получил значительные конструктивные повреждения, считают в "Когалымавиа".

При переходе к падению самолет, скорее всего, получил значительные конструктивные повреждения, считают в "Когалымавиа"

Представитель авиакомпании также сообщил, что оба двигателя А321 прошли 26 октября прошли бароскопический тест и никаких проблем выявлено не было.

Реклама

2. Проблемный борт и регулярные аварии

Airbus-321 принадлежал "Когалымавиа", компании, на счету которой уже было несколько аварий, говорится в программе "Ранок з Україною" на канале "Украина".

"Этот конкретный борт был, что называется, битым и проблемным. То есть его на земле некоторое время назад ударили машиной или телескопическим трапом. Да и раньше у него было множество технических отказов", – сообщает бывший работник авиакомпании, чье имя не называется.

Раньше у самолета было множество технических отказов – бывший работник "Когалымавиа"

По его словам, люди, которые поднимались на борт самолетов "Когалымавиа" уже рисковали.

"С лайнерами этой компании аварии происходили регулярно. В январе 2010-го их Ту-154 сделал аварийную посадку "на брюхо". Тогда почти 40 пассажиров получили серьезные ранения. В апреле того же года аэробус, летевший из Египта в Москву, аварийно приземлился в "Домодедово". Только чудом пассажиры обошлись испугом. В 2011-м лайнер "Когалымавиа" загорелся прямо на взлетной полосе Сургутского аэропорта. Тогда три человека погибли, еще 43 пассажира получили травмы", – говорится в сюжете.

После этой трагедии авиакомпания даже сменила название на "Метроджет". Но и это не помогло прервать череду неудач, потому что дело не в банальном невезении, говорят бывшие сотрудники компании. Аэробусу А321, разбившемуся 31-го октября, было только 18 лет. По меркам самолетов это достаточно юный возраст. Но несмотря на это, на его работу в последнее время активно жаловался экипаж. Пилоты несколько раз обращались к техникам аэропорта Шарм-эль-Шейха: у самолета отказывали двигатели.

Пилоты несколько раз обращались к техникам аэропорта Шарм-эль-Шейха: у самолета отказывали двигатели

Однако пока что представители "Когалымавиа" отрицают любые догадки о том, что они знали о неисправности самолета перед вылетом. Так ли это на самом деле, сейчас выясняет прокуратура. Пока продолжается следствие, люди массово отказываются летать лайнерами компании, а "Ространснадзор" уже запретил полеты всех других аэробусов А321, принадлежащих "Когалымавиа".

Второй пилот Сергей Трухачев жаловался на техническое состояние самолета перед вылетом

Второй пилот разбившегося в Египте российского лайнера Сергей Трухачев жаловался на техническое состояние самолета перед вылетом, рассказала в интервью телеканалу НТВ его бывшая супруга.

"Старшая дочь с ним созванивалась перед тем, как он улетел. Жаловался перед полетом, что техническое состояние самолета оставляло желать лучшего", — рассказала она телеканалу.

Стоит отметить, что днной версии придерживается руководство Египта.

МЧС РФ опубликовало снимки места крушения Аirbus А-321 из космоса

3. Взрыв

Американский инфракрасный спутник зафиксировал тепловую вспышку в то же время и в том же месте, где перед крушением находился российский пассажирский самолет Airbus A321. Об этом сообщает NBC News со ссылкой на высокопоставленных чиновников обороны. По его словам, американские разведчики считают, что вспышка является свидетельством взрыва на борту самолета – это мог быть взрыв в топливных баках или бомбы.

Американский инфракрасный спутник зафиксировал тепловую вспышку перед крушением Airbus A321

В то же время инфракрасный спутник не зафиксировал никаких свидетельств попадания в самолет ракеты – за ней бы оставался тепловой след. "Предположение о том, что самолет был сбит ракетой, теперь не обсуждается", – сказал чиновник.

Другой чиновник также подтвердил слова первого источника. Он заявил, что самолет распался в воздухе на большой высоте из-за "какого-либо взрыва".

В то же время части рухнувшего в Египте российского А321 исследуют на предмет взрывчатки, сообщил РИА Новости источник в Каире.

"На исследованных частях самолета на данный момент следов взрывчатых веществ не обнаружено", — сказал он. При этом источник отметил, что работа по исследованию будет продолжаться "еще длительное время".

Неисправность внутри российского лайнера А321, разбившегося в Египте над Синайским полуостровом, привела к повреждению в правом борту самолета до его падения на землю. Об этом 3 ноября сообщили интернет порталу "Аль-Масри аль-Яум" источники в международной комиссии, изучающей бортовые самописцы потерпевшего крушения лайнера.

По их словам, "причиной падения А321 стала неисправность внутри самолета, которая привела к повреждению в правом борту от хвостовой части самолета". Те же источники, однако, не прояснили, было ли изначально "повреждение результатом каких-либо намеренных действий в самом самолете или это была техническая неисправность".

Кроме того, исследование самописцев указывает, что "переговоры между командиром корабля и диспетчером аэропорта в Шарм-эш-Шейхе (откуда вылетел А321) проходили в обычном режиме и в них нет свидетельств об обнаружении каких-либо неполадок".

У пассажиров самолета эксперты обнаружили так называемые взрывные травмы

В то же время у пассажиров самолета эксперты обнаружили так называемые взрывные травмы. Большинство людей, по их словам, находившихся в хвостовой части лайнера, погибли от ожогов.

Самолет развалился в воздухе. Фото: AFP

3. Теракт

На сегодняшний день версия о теракте является самой распространенной. В частности, об этом заявили США и Великобритания, ссылаясь на данные разведслужб. Впрочем, Россия и Египет не спешат с выводами и просят дождаться результатов экспертиз.

Спустя несколько часов после ЧП в социальных сетях и на сайтах, которые используют экстремисты, появилось заявление египетского отделения террористической группировки "Исламское государство" (запрещенной в России) о том, что она причастна к крушению лайнера.

В частности, боевики написали, что это именно они сбили российский борт в отместку за бомбардировку авиацией РФ их территории.

В свою очередь министр транспорта России Максим Соколов назвал "недостоверной информацией" заявление от имени "Исламского государства" о причастности к крушению самолета А321 авиакомпании "Когалымавиа" в Египте.

Власти США признают, что делают вывод о версии теракта на борту российского авиалайнера A321 на основе перехваченных и разрозненных данных, сообщает газета Wall Street Journal со ссылкой на источники, близкие к расследованию.

Издание также сообщает, что, по данным американской разведки, взрывное устройство на борту российского самолета могли разместить боевики ячейки организации "Исламское государство" на Синае, которые, как сообщили изданию источники, не скоординировали свои действия с лидерами ИГ в Ираке и Сирии.

Ранее британское издание Sunday Times со ссылкой на собственные источники в правительстве Британии сообщило, что в правительстве соединенного королевства заявляют о получении данных о причастности лидера ячейки террористической организации "Исламское государство" на Синае Абу Усамы аль-Масри к возможной организации взрыва на борту российского лайнера А321.

Агентство Reuters со ссылкой на члена комиссии по расследованию катастрофы лайнера Когалымавиа сообщает, что эксперты комиссии на 90% уверены, что посторонний звук в конце записи "черного ящика" – это звук взрывающейся бомбы.

"Показания и анализы черного ящика указывают на то, что это была бомба", – сказал Египетский член следственной группы, попросивший не называть его имени.

"Данные записи черного ящика сейчас говорят о том, что записанный (звук ) был взрывом бомбы. Мы на 90 процентов уверены, что это была бомба", — сказал агентству представитель комиссии по расследованию.

Власти Израиля также заявили, что наиболее вероятной причиной гибели А321 в небе над Синайским полуостровом является атака террористов.

Политологи: России не выгодно говорить о теракте

Политолог Алексей Гарань уверен, до окончания расследования все существующие версии авиакрушения имеют право на существования. При этом эксперт считает – информация о том, что самолет разбился в результате теракта, повредит имиджу президента РФ Владимира Путина.

"Нужно говорить не о версиях, а нужно в первую очередь установить правду. Расследование идет. Очевидно, что разные версии исключать нельзя. Но для России политически не выгодно говорить о теракте. Для Египта – понятно, это удар по всему египетскому туризму, но для России не выгодно именно потому, что россияне будут связывать таракт с событиями в Сирии и это будет удар по имиджу политики Путина", – заявил политолог.

Политолог-международник Олег Волошин считает, Россия не признает авиакрушение в Египте терактом, так как до сих пор не приняла решение, как выходить из сложившейся ситуации.

"90% из того, что я слышу, версии международных экспертов – это теракт. Эти версии сделаны уже после анализа "черного ящика". Для меня внутренне понятно, что это теракт. Здесь вступает в игру политика, и большая политика. Мы же помним, на России тавро страны, которая сбила малазийский самолет", – говорит политолог.

По мнению Волошина, Россия будет использовать трагедию в Египте в "пропагандистской войне".

"Россия будет пытаться выйти из репутации страны, которая спонсирует терроризм, в разряд стран, которые пострадали от терроризма", – считает эксперт.

В то же время для Египта версия о теракте невыгодна, так как это поставит под вопрос безопасность туристов.

"С египетской стороны это понятно. Египет уже потерял 70% туристов в Шарм-Эль-Шейхе. Неисправность, как бы это цинично не звучало, была бы намного выгоднее властям Египта, чем признания факта, что уровень безопасности неадекватен и есть риск для туристов", – уверен Олег Волошин.

В свою очередь политолог Александр Палий считает, если версия о теракте подтвердится, ответственность за смерть россиян будет нести президент РФ Владимир Путин. Именно поэтому российская власть затягивает выводы о причинах авиакрушения, уверен политолог.

"России не выгодно озвучивать версию теракта, тогда Путин будет ответственен своей политикой в Сирии за смерть российских граждан и коллапс туристический индустрии России. Если верна версия теракта, то российское государство безответственно влезло в войну в Сирии без осознания последствий. Что касается Запада, если бы не было таких данных (о теракте, – Ред.), они бы эту информацию не озвучивали", – говорит эксперт.

Политолог Вадим Карасев также уверен, если версия о теракте подтвердится, на российскую власть могут посыпаться обвинения в том, что к террористическому акту привела политика России в Сирии.

"Не выгодно озвучивать версию о теракте ни России, ни Египту. В Египет перестанут ездить туристы, особенно из Германии. Там большинство туристов, особенно в курортах высшего класса, – немцы. У Путина есть другая причина. Поскольку будут обвинять российскую власть в том, что военная помощь в Сирии и бомбежки ИГИЛ привели к теракту на борту российского лайнера. Кстати говоря, российские граждане сейчас вывозятся из Египта – 11 тысяч человек эвакуировали. Запрещены авиарейсы в Египет", – говорит политолог Вадим Карасев.

В то же время Карасев считает, что у российской власти есть информация, которая подтверждает версию о теракте.

"Россияне не спешат официально признать эту версию, но с самого начала российская власть, очевидно, имела факты, подтверждающую версию о теракте. Сразу после крушения лайнера Путин переговорил по телефону с президентом Египта и почему-то с канцлером Германии Меркель. Я думаю, Путин проинформировал Меркель, что это, возможно, теракт", – говорит политолог и добавляет: "Тем фактом, что Путин ввел запрет на полеты в Египет, он фактически признает теракт".