Лех Качиньский мог погибнуть из-за своей секретной инструкции для пилотов

28 января 2011, 16:38
В деле о катастрофе самолета польского президента под Смоленском всплыла одна деталь, которая может коренным образом изменить ситуацию.

Качиньский мог погибнуть из-за "секретной инструкции" для пилотов. Фото AFP

Один из польских журналистов сообщил, что незадолго до того рокового полета в специальном летном полку, обслуживающем VIP-пассажиров, распространили секретную служебную инструкцию.

Она гласит, что самолет может уйти на запасной аэродром только с согласия "главного пассажира", каким в данном случае являлся Лех Качиньский.

Реклама

Как утверждает журналист, на принятии такой инструкции настояла президентская канцелярия после того, как во время российско-грузинского конфликта из-за Южной Осетии командир экипажа отказался выполнить приказ Качиньского посадить самолет в Тбилиси.

В августе 2008 года самолет, на котором Качиньский летел в Грузию вместе с лидерами Украины, Литвы и Эстонии, приземлился в Азербайджане. Лидеры четырех стран добирались оттуда в Тбилиси автотранспортом. Польские депутаты тогда направили запрос в прокуратуру с требованием возбудить против пилота уголовное дело за невыполнение приказа главы государства. После этого командир воздушного судна уволился из ВВС.

Таким образом, решение пилотов Ту-154 не уходить на запасной аэродром, а сесть в Смоленске в условиях плохой видимости, ставшее, согласно отчету МАК, непосредственной причиной катастрофы, могло объясняться именно президентской инструкцией.

Реклама

Правдива ли такая версия, должно проясниться в ходе следствия, от результатов которого зависят главные вопросы – на кого будет возложена уголовная ответственность, заключает газета.

Пресс-секретарь ВВС Польши Роберт Купрач опроверг эти сведения, заявив, что никакой тайной инструкции не существует. А пресс-секретарь правительства Павел Грась сначала частично подтвердил информацию, а затем опроверг собственные слова.

"Нет никакой тайной инструкции, – сказал полковник Купрач в эфире телеканала TVN24. – Согласно правилам, решение о выборе аэродрома в случае, когда по разным причинам нельзя осуществить посадку на выбранном аэродроме, принимает командир экипажа, а "главного пассажира" об этом информируют".

Реклама

В то же время Грась заявил в эфире радиостанции RMF FM, что "такая инструкция, конечно, существует, но какие в ней описаны правила – трудно сказать". Однако вскоре, выступая уже на другой радиостанции, TOK FM, он опроверг сам себя: "Тайной инструкции для посадки не существует. То, о чем пишут СМИ, – это просто неправда и манипуляция. К тому же, со ссылкой на "анонимного" польского журналиста".

По его мнению, до публикации доклада польской комиссии по причинам катастрофы, в СМИ еще буду появляться подобные сообщения, цель которых – "показать, что единственной правдой является та, которая содержится в докладе МАК".

Информацию о тайной инструкции опроверг также глава Генштаба Войска Польского Мечислав Ченюх.

"Эта информация сразу показалась мне мало правдоподобной, но я поручил ее проверить. Уже получил информацию о том, что такой инструкции на сто процентов не существовало и сейчас не существует", – сказал он.

Польский Ту-154 разбился 10 апреля 2010 года при заходе на посадку на аэродром "Смоленск-Северный". Погибли 96 человек – 88 пассажиров и восемь членов экипажа, в том числе президент Польши Лех Качиньский, его супруга и часть руководства страны. Они летели в Россию по приглашению премьера Владимира Путина, чтобы принять участие в памятных мероприятиях в Катыни, где в 1940 году советским НКВД были расстреляны тысячи пленных польских офицеров.