Литвиненко мог выдать MI6 агентурную сеть России в Великобритании

5 февраля 2015, 07:30
Перед отравлением россиянин собирался объявить о связях Путина с итальянской мафией

Показания на слушаниях дала жена Литвиненко Марина и его сын. Фото AFP

В Лондоне, где идут слушания по делу об отравлении радиоактивным веществом бывшего сотрудника ФСБ Александра Литвиненко, начали оглашать показания самого пострадавшего, записанные британской полицией в больнице за считанные дни до смерти беглого россиянина в 2006 году. В частности, уже с трудом говорящий Литвиненко сказал: "У нас есть только трое подозреваемых в отравлении". Он имел в виду трех человек, с которыми встречался 1 ноября 2006 года, в день, когда он получил смертельную дозу полония-210. Первый из них — итальянский адвокат Марио Скарамелло, о встрече с которым Литвиненко заранее предупредил свою жену Марину и который впоследствии пытался самостоятельно найти убийц друга. Двое других подозреваемых — бывший сотрудник ФСБ, а после смерти Литвиненко — депутат Госдумы Андрей Луговой и его "друг", имя которого Александр не запомнил. Эта встреча носила секретный характер, и о ней жена Литвиненко ничего не знала.

По данным следствия, на этой встрече Александр выпил чай, отравленный радиоактивным полонием-210. "Мне дали металлическую, возможно, серебряную кружку, 15 сантиметров высотой, я пил чай, чая там немного, он не горячий, теплый, невкусный",  — с трудом подбирая английские слова, говорит на записи Литвиненко.

Реклама

ПУТИН. Следователи собрали 18 пленок с показаниями Литвиненко, каждая из которых длительностью от 10 до 30 минут. Есть ли там прямые обвинения Москвы в организации отравления, пока неизвестно. Но на русском следе настаивает адвокат вдовы Литвиненко, Марины, Бен Эммерсон. На слушаниях Эммерсон заявил: "Нет сомнений, что г-н Литвиненко был убит Андреем Луговым и Дмитрием Ковтуном. Потом, в 1998 году, Литвиненко рассказал о заговоре в ФСБ с целью убийства Бориса Березовского. Он принял участие в пресс-конференции, на которой раскрыл незаконную деятельность ФСБ, в частности практику внесудебных расправ. Он нарушил традицию молчания о внутренней деятельности ФСБ. Он был убит частично из политической мести, частично в назидание другим, а отчасти и для того, чтобы предотвратить дачу им показаний, которые установили бы связь Путина с одной организованной преступной группировкой в Италии".

Вдова Марина подтвердила, что ее супруг сотрудничал с британскими спецслужбами. "Я знала, что муж работает на британскую разведку MI6 или MI5, но он никогда не был их агентом", — сказала Марина, отметив, что Александр был лишь консультантом британской разведки и помогал бороться с оргпреступностью. За это он получал 2 тысячи фунтов в месяц ($3 тысячи). Но по версии The Times, он выдал англичанам имена российских шпионов в Британии.

ИСЛАМ. На слушаниях вдова рассказала также, что ее муж принял ислам и завещал похоронить себя в Чечне. "Решение было принято через пару дней после начала болезни. Он был крещеным православным, хотя и не религиозным человеком. Но когда он заболел, его посещал Ахмед Закаев (министр культуры и вице-премьер в изгнании самопровозглашенной Ичкерии.  — Авт.), мусульманин. Саша спросил у него: как ты говоришь со своим Богом? Ахмед сказал, и Саша повторил. И Ахмед в шутку сказал: "Теперь ты мусульманин". Но через две недели он пригласил всех и сказал, что хочет быть похоронен в чеченской земле, так же как Ахмед, но это невозможно, если он не мусульманин", — рассказывает Марина.