Ливийский политик: "Нам требуется помощь Украины!"

1 ноября 2011, 08:26
Юсеф Абуджафар надеется, что наше государство предоставит раненым во время революции ливийцам квалифицированное лечение

Бывший бизнесмен Юсеф Абуджафар, теперь возглавляет гражданское объединение «Революция – 17 февраля». Фото Сергея Николаева

После свержения Муаммара Каддафи в Ливии образовались десятки партий. Все они принимали участие в революции. А теперь хотят занять свое место на политическом олимпе страны. Во время командировки в бывшую Джамахирию мы встретились с одним из таких деятелей – Юсефом Абуджафар, который, по слухам, близок к руководству Переходного национального правительства Ливии.

До революции Юсеф Абуджафар занимался бизнесом. Его род ведет свое начало из расположенного в горах города Гарьян, но сам политик долгое время проживал в Триполи (столица Ливии). Когда ситуация в Ливии накалилась (проще говоря, режим Муаммара Каддафи начал преследовать тех, кто хотел, чтобы Джамахирия стала на путь демократических реформ), Юсеф Абуджафар был вынужден переехать в Тунис. Там он занимался сбором средств для революционных нужд. Сейчас бывший бизнесмен возглавляет гражданское объединение "Революция – 17 февраля" и рассчитывает принять участие в грядущих выборах в парламент страны.

Реклама

"Главная задача: топливо, хлеб и медикаменты"

– Господин Абуджафар! После революции в Триполи (а также других городах вашей страны) царит разруха и хаос. Расскажите, пожалуйста, о том, что делает Переходное правительство, чтобы стабилизировать ситуацию?

– Первые шаги Временного правительства заключались в том, чтобы обеспечить страну топливом, хлебом и медикаментами. В этом направлении мы много делаем. Но пока решить вопрос в полном объеме не можем. Поэтому очереди за хлебом и бензином есть до сих пор. Не забывайте, во время войны инфраструктура государства была разрушена. Для того чтобы ее восстановить, требуется время.

Реклама

ФОТО: Семьям погибших ливийских революционеров дали грамоты

– А почему в Ливии не начался в срок учебный год?

– Дату начала учебного года перенесли по объективным причинам. Во-первых, некоторые школы были разрушены во время боев, а в других до сих пор находятся штаб-квартиры революционных советов, временно выполняющих функции местной власти. Во-вторых, нам необходимо изменить учебную программу в соответствии с мировыми стандартами. Не секрет, что во времена Муаммара Каддафи наши школьники, в основном, изучали его "Зеленую книгу" (напомним, что этот труд был написан лидером Джамахирии. – Авт.). И слишком мало времени уделяли другим, более важным, предметам: физике, математике и т.д.

Реклама

Члены гражданского объединения "Революция – 17 февраля", в отеле "Rixos" в Триполи вручают почетные грамоты родственникам погибших революционеров.

"Аль-Каида" в нашей революции не участвовала"

– Правда ли, что в рядах ливийских оппозиционеров назревает раскол? Об этом сейчас пишут многие западные СМИ. Они также отмечают, что создавшаяся ситуация была предсказуема. Ливия является племенным обществом. И еще до революции было ясно: после смерти (свержения) Муаммара Каддафи главы кланов начнут бороться друг с другом за власть.

– Некоторые разногласия среди активных деятелей революции действительно имеются.

Но я не вижу в этом ничего опасного, поскольку происходящее является частью демократического процесса. Не забывайте, что ливийцы 42 года жили в условиях диктатуры, а теперь у каждого из нас есть право на свое мнение. Отмечу также, что происходящие сегодня в нашей стране процессы можно охарактеризовать как кристаллизацию позиций различных политических сторон. Это позволит нам выработать общую программу действий и сделать так, чтобы весь ливийский народ был представлен в органах власти. Я надеюсь, что политические изменения в Ливии пройдут безболезненно и вскоре мир будет поражен успехами нашей страны.

– Глава Переходного национального совета Ливии Мустафа Абдель Джалиль уже не раз заявлял, что уйдет в отставку сразу после окончания гражданской войны. После чего в стране будут проведены выборы парламентские и президентские выборы. Как вы думаете, кто может стать первым лицом вашего государства?

– Я! (смеется).

– Ходят слухи, что активное участие в ливийской революции принимало радикальное исламистское движение "Аль-Каида". А сейчас его представители занимают высокие посты во власти. Более того. Недавно Мустафа Абдель Джалиль заявил, что Ливия будет жить по законам Шариата. Что вы об этом скажете?

– Ливия является исламским государством, поэтому наше общество достаточно консервативно. Но это не значит, что каждый, кто носит бороду, является членом "Аль-Каиды". Хотите доказательств? Пожалуйста! Во-первых, "Аль-Каида" открыто заявляет, что ее злейшими врагами являются США и НАТО и никогда бы не согласилась с ними сотрудничать. Поэтому в этой войне она могла теоретически принимать участие лишь на стороне Муаммара Каддафи. Ведь революционеров поддерживало и поддерживает НАТО. Во-вторых, вы знаете, какие методы использует это движение для достижения своих целей: посылает смертников. А у нас за всю войну ни одного смертника не было. И, наконец, в-третьих. "Аль-Каида" проповедует идею религиозной диктатуры. И Ливия, которая только что избавилась от диктатора Муаммара Каддафи, в очередной раз попасть "в ярмо" не согласится. "Аль-Каида" просто не в состоянии предложить нам государственную модель, которая бы нас заинтересовала. Отмечу также, что не нужно судить об Исламе лишь по таким движениям как "Аль-Каида". Ислам – толерантная религия. Но, к сожалению, в каждой религии есть экстремисты, с которыми нам всем нужно бороться.

"Мы богатая страна и сможем расcчитаться с НАТО"

- Международные эксперты также уделяют много внимания вопросу о том, как Ливия будет расплачиваться с НАТО за оказанную во время революции помощь…

- Когда в Бенгази (напомним, что так называется город на Востоке страны, где началась революция. – Авт.) люди восстали против режима Муаммара Каддафи, никто о НАТО и не думал. Те, кто погибли ради свободы, не знали и никогда не узнают, что НАТО будет бороться на их стороне. Но надо также понимать, что Ливия является членом ООН. А эта организация призвана защищать права народа на самоопределение. Поэтому вмешательство НАТО было абсолютно законным. Тем более что были приняты определенные резолюции Совета Безопасности ООН.

- Я не ставлю под сомнение вопрос законности операции НАТО в вашей стране (хотя многие эксперты считают иначе). Но все-таки каким образом Ливия планирует рассчитаться с НАТО? Переходное национальное правительство не раз заявляло, что семейство Муаммара Каддафи ограбило ваше государство. А счета экс-лидера Джамахирии в банках стран Западной Европы все еще не разморожены. Возможно, западные страны потребуют отдать им нефтяные промыслы?

- Да, Муаммар Каддафи является виновным в растратах государственных средств. Но с этим уже ничего не поделаешь: он мертв. А счета, я надеюсь, все-таки будут разморожены. Просто, для этого требуется время. Отмечу, что в Ливии все хорошо понимают – НАТО не благотворительная организация. Но наша страна, как вы правильно сказали, является нефтедобывающей. А значит, у нас всегда будут деньги, что бы рассчитаться с нашими партнерами. Тем более что мы и без этого планировали продавать нефть на Запад. Но не стоит думать, что НАТО поддержало революцию в нашей стране лишь для того, чтобы получить доступ к ресурсам. В этом просто не было смысла. Ведь во времена Муамара Каддафи Западная Европа имела в Ливии массу льгот. Нефть у нас добывали в основном зпадные компании. Газ шел на экспорт – по большей части в Италию. Франция получала выгодные контракты (например, на поставку военной техники) и т.д.

- Проще говоря, вы считаете, что после окончания войны западные страны просто сохранят те, финансовые интересы, которые они ранее имели в Ливии и ничего больше не потребуют?

- Мне пока сложно конкретно об этом говорить. Этот вопрос будет решен после того, как ситуация в нашей стране стабилизируется и будут проведены выборы. Но я могу предположить, что квота по добыче нефтяных ресурсов для Западных стран будет увеличена.

"Ливия и Украина должны снова сблизиться"

- Когда Муаммар Каддафи был у власти, отношения между Ливией и Украиной развивались во многих направлениях. А после победы революции и захвата в плен наших граждан (напомним, что сейчас в Триполи находятся под арестом 26 украинцев, которых обвиняют в том, что они служили снайперами у экс-лидера Джамахирии. – Авт.) – резко испортились. Как вы прокомментируете сложившуюся ситуацию?

- Я считаю, что Ливия и Украина должны приложить максимум усилий для сближения, восстановления доверия и активизировать межгосударственное общение как на политическом уровне, так и на уровне народов. Мы очень надеемся в будущем на тесное сотрудничество в гуманитарной сфере – образования и туризма (напомню, что в Ливии чудесное море и много исторических памятников). А сегодня – в первую очередь, в медицинской сфере. Не секрет, что во время революции сотни ливийцев получили тяжелые ранения и теперь нуждаются в высококвалифицированной помощи, которую могла бы предоставить Украина. Отмечу, что мы благодарны Украине за то, что она уже забрала на лечение 11 граждан нашей страны. А также отправила в Ливию гуманитарную помощь.

- Еще до революции между Ливией и Украиной были подписаны договора о сотрудничестве в нефтяной сфере. В частности, речь шла о том, что Украина получит право добывать нефть в вашей стране. Возможно, этот вопрос можно будет снова поднять в ближайшее будущее?

- Я думаю, что пока поднимать данную тему рано. Ведь война в Ливии еще не закончена. Перед нами стоит задача вернуть довоенный уровень добычи нефти и газа на существующих месторождениях, а также восстановить разрушенную инфраструктуру. В будущем, когда ситуация стабилизируется, вы сможете задать этот вопрос избранному народом Ливии правительству. А сейчас, на мой взгляд, главное вернуть доверие и прежние добрые отношения между нашими странами и народами. В том числе путем активизации контактов между общественными, гуманитарными и правозащитными организациями.