"Мерседесы" влипли в скандал с откатами

25 марта 2010, 17:53
Автоконцерн Daimler обвинили в даче миллионных взяток госчиновникам

Международный коррупционный скандал разгорелся вокруг автомобильного концерна Daimler: его менеджеры 10 лет подкупали чиновников в 22 странах мира (России, Китае, Египте, Греции, Венгрии, Ираке, Латвии, Нигерии, Сербии, Черногории, Узбекистане и др.). За крупное вознаграждение (по-простому — откаты) те давали добро на закупку "Мерседесов" для госструктур. Коррупционные схемы обнаружил департамент юстиции США — в Америке действует закон, который требует проверять честность ведения бизнеса в том числе и иностранными компаниями, торгующими акциями на американской бирже. Daimler проверку не прошел, хотя в Штатах фирма взяток не давала.

СХЕМА. Россия, по данным департамента, стала самым крупным получателем откатов. С 2000 по 2005 год российские чиновники получили более 5 млн евро. Взамен автоконцерн заработал 50 млн евро прибыли. Взятки брали чиновники или указанные ими посредники из МВД, Минобороны, Гаража особого назначения и муниципалитетов Москвы, Уфы и Нового Уренгоя. Схема была незатейлива: Daimler завышал стоимость контрактов и возвращал "лишние" средства российским чиновникам напрямую или переводил их на счета третьих лиц, подконтрольных этим чиновникам. В отчетностях компании операции фигурировали как "комиссии", "спецскидки" или "необходимые расходы". Правда, как пишут российские СМИ, после 2005 года с откатами стало намного труднее — в РФ вступил в силу новый закон, который резко ужесточил контроль за госзакупками. Китайские чиновники получили взяток на 4,1 млн евро, а высокопоставленный чиновник Туркменистана — "подарок на день рождения" в виде бронированного "Мерседеса" S-класса за $300 тысяч.

Реклама

ОТСТУПНЫЕ. По данным Reuters и The Wall Street Journal, концерн уже готов заплатить $185 млн штрафов за отказ от преследований, взамен он хотел бы не признавать за собой вину. Daimler уже уволил 45 сотрудников, причастных к даче взяток. В аналогичном случае компания Siemens выплатила куда более крупный штраф — $800 млн. Слушания по делу Daimler назначены на 1 апреля.

У НАС. Украины в списке стран, получавших взятки, нет, хотя наши чиновники тоже частенько ездят на черных "Мерседесах" представительского класса. Как пояснил нам один из экспертов авторынка, у нас в этом нет необходимости — весь рынок элитных авто контролируют несколько крупных компаний-диллеров. Конкретно "Мерседесы" у нас продает "Укравто", почетный президент этой компании Тариэл Васадзе — народный депутат от БЮТ. Несмотря на свою партийность, ему всегда удавалось найти общий язык с властью и, понятно, что при таком раскладе у Daimler нет нужды заносить чемоданы с деньгами в украинские госструктуры — все вопросы быстро решает сам дилер.

"В Украине слишком маленький рынок, чтобы внедрять столь масштабные схемы, как в России. А вообще у нас чаще действует даже не коррупция, а кумовство, — говорит руководитель Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров Олег Назаренко. — Скажем, племянник — дилер, дядя — госчиновник. Понятно, что авто для своей конторы дядя купит у родственника".