Найдена экзопланета со средней плотностью выше плотности свинца

9 октября 2008, 13:42
Европейский спутник COROT зафиксировал находящуюся вне солнечной системы планету, размерами примерно равную Юпитеру, но имеющую массу в 21,6 раз больше, чем у него.

Размеры CoRoT-Exo-3b и Юпитера в сравнении. Иллюстрация Мембрана

Открытый объект назван CoRoT-Exo-3b. Самое удивительное в нем то, что средняя плотность этого космического тела выше, чем плотность свинца.

Родительская звезда этой "планеты" – немного больше Солнца. А орбита CoRoT-Exo-3b – очень короткая: с периодом всего в четыре дня и шесть часов.

Если это тело считать планетой, то она будет самой тяжёлой и самой плотной из всех нам известных. Кстати, средняя плотность этого объекта вдвое выше плотности свинца.

Формально CoRoT-Exo-3b можно было бы отнести к коричневым карликам (до сих пор обсуждаемая граница между ними и газовыми гигантами проходит примерно по 13 массам Юпитера), только вот никакой коричневый карлик не вращается столь близко от своей звезды, и вообще это, как правило, самостоятельные объекты.

Тут надо пояснить, что границу между планетами и "недозвёздами" – коричневыми карликами – размывают не только разнообразные физические параметры (масса, диаметр), но и любопытные вопросы о происхождении таких объектов.

Исследователи не могут понять, как смог сформироваться столь массивный и плотный объект в такой необычайной близости от своей звезды.

Сюзанна Эгрэйн из университета Эксетера поясняет: "Нет чёткого согласия среди учёных, где можно провести точную границу между планетами и коричневыми карликами. Не было до сих пор найдено ни одного объекта, который подходил бы настолько близко к этой границе и при этом бегал бы вокруг звезды так быстро. Многие астрономы начали думать, что таких объектов просто не существует".

Франсуа Буше из Парижского астрофизического института комментирует: "Конечно, это может быть редкий объект, который COROT обнаружил по чистой случайности, но он может быть также первым членом нового семейства очень массивных планет, которые образуются около звёзд более тяжёлых, чем наше Солнце".

"Как теперь представляется, есть тенденция: более массивные звёзды обладают более массивными планетами", – говорит ученый.