Несмотря на требования авиаперевозчиков, Европа закрыта для полетов

19 апреля 2010, 15:42
Несмотря на требования европейских авиаперевозчиков, воздушное пространство 17 стран континента в понедельник остается закрытым.

AFP

Как сообщил Евроконтроль – европейское агентство по безопасности воздушной навигации, сегодня "будут осуществлены не более 8-9 тысяч рейсов из запланированных по расписанию 28 тысяч полетов", что составляет около 30%.

Открытыми остаются только авиакоридоры над государствами Южной Европы и Средиземным морем, а также над крайним севером Европы. Доступны для полетов воздушные пространства Испании, Португалии, южной Италии, балканских стран, Болгарии, Греции, Кипра, северной части Швеции и Норвегии, а также Литвы и Финляндии. Кроме того, Венгрия, Турция и Румыния объявили о полном или частичном снятии ограничений на авиаперелеты.

Реклама

Ряд стран, в том числе Германия, Бельгия и Великобритания, отложили принятие решения до вечера.

В течение ближайших часов ситуация в европейском небе будет рассмотрена на экстренном совещании Совета ЕС на уровне министров транспорта, которое пройдет в режиме видеоконференции. Одновременно состоится совещание Международной организации гражданской авиации при ООН по данному вопросу.

Вопрос о степени безопасности полетов над Европой в связи с распространением облака пепла от извергающегося в Исландии вулкана Эйяфьядлайокудль остается открытым, и в этих условиях европейские правительства пока не демонстрируют готовности принять на себя полную ответственность за возобновление полетов.

Реклама

Европейская авиационная ассоциация, ссылаясь на данные, полученные во время пробных авиаперелетов, продолжает настаивать, что опасность, который несет с собой вулканический пепел, значительно преувеличена. Всего в воскресенье ведущие европейские авиаперевозчики осуществили около 30 тестовых полетов пустых авиалайнеров по основным маршрутам. Все они прошли без происшествий.

Европейская авиационная ассоциация, членами которой являются 36 крупнейших авиакомпаний Европы, и европейское отделение Международного совета аэропортов в совместном заявлении призвали к "немедленной переоценке" полного запрета на полеты над Европой.

Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) в понедельник также подвергла резкой критике действия европейских властей, которые привели к длительному блокированию воздушного пространства Европы. В распространенном в понедельник пресс-релизе она призвала европейских лидеров объединиться и найти реальные пути решения проблемы.

Реклама

По оценкам организации, авиакомпании несут убытки не менее чем в 200 миллионов долларов в сутки, а европейская экономика теряет из-за проблем с воздушным сообщением миллиарды долларов.

"Кризис длится уже достаточно долго, чтобы мы могли выразить свое недовольство тем, как правительства пытаются с ним справиться: без оценки риска, без консультаций, без координации и единого руководства, – заявил глава IATA Джованни Бизиньяни. – Невероятно, что транспортным министрам Европы понадобилось пять дней, чтобы организовать телеконференцию".

По словам Бизиньяни, проблеме воздушного сообщения должен быть отдан приоритет, и европейские власти должны как можно быстрее открыть воздушное пространство над континентом, избегая угроз безопасности. По его мнению, восстановление нормального функционирования авиационной отрасли в Европе займет 3-6 дней.

Руководство IATA негативно отозвалось и о выбранном странами Европе подходе – закрыть воздушное пространство на основании теоретических моделей без проверки реальных атмосферных условий и консультаций с авиаперевозчиками.

"Безопасность является нашим основным приоритетом. Авиакомпании не будут летать, если это небезопасно. Я провел консультации со входящими в состав организации авиакомпаниями, которые обычно работают в этот воздушном пространстве. Они сообщают об упущенных возможностях безопасных полетов", – добавил глава IATA.

В свою очередь еврокомиссар по транспорту Сийм Каллас заявил сегодня в Брюсселе, что на полное восстановление авиаполетов над Европой уйдет 3-4 дня. Он назвал сложившуюся ситуацию "абсолютно беспрецедентной по масштабам в истории авиации".

Решение об открытии европейского воздушного пространства будет приниматься в скоординированном режиме, с учетом рекомендаций Евроконтроля, сказал он. Каллас также отметил, что в консультациях примут участие представители США.

На будущее Европа "должна вынести ряд интересных уроков", в частности, обеспечить более высокий уровень взаимозаменяемости транспорта, подчеркнул он.

В аэропортах всего мира скопились миллионы пассажиров. Некоторые авиакомпании предоставили своим клиентам номера в гостиницах. Другим на помощь приходят местные жители. Устав от ожидания в аэропортах, люди хватаются за любую возможность. Так, из Швеции в Англию прибыл паром, который арендовали пассажиры – по 800 фунтов стерлингов за билет.

В ряде стран ЕС, и в первую очередь в Великобритании, начала ощущаться нехватка некоторых продуктов, доставляемых по воздуху. Власти отдельных районов в воскресенье предупредили о возможности паники на рынке продовольственных товаров и возникновения неконтролируемого ажиотажного спроса в розничных сетях.

Между тем исландский вулкан, ставший виновником беспрецедентного в истории транспортного коллапса, продолжает отправлять в атмосферу тысячи тонн пепла. Сила выбросов несколько снизилась, пыль поднимается не на десять, а всего на пять километров. Но означает ли это завершение извержения или, наоборот, лишь его начало, ученые сказать не могут.

Геологическая служба Исландии сообщила в понедельник, что активность вулкана снизилась значительно.

В настоящее время вулканический пепел распространился на юг до Турции и на восток до Енисея, его шлейф двигается на запад через Атлантику и, как ожидается, достигнет побережья Ньюфаундленда ко вторнику.

В субботу метеорологи Исландии сообщили, что облако пепла сохранится над Европой в течение четырех или пяти дней.