Неделя истории: день рождения Фрейндлих и изобретение телескопа

2 декабря 2009, 17:03
Благодаря этим дням мы получили великую Алису Фрейдлих, артель древней живописи и отца Карлсона.

3 ДЕКАБРЯ 1609: ПОЯВИЛСЯ ПРИБОР ЗВЕЗДОЧЕТА

Авторство телескопа почему-то было отдано Галилео Галилею, хотя на самом деле итальянский астроном, физик и математик телескоп не изобретал. Первым сконструировал подозрительный прибор и даже пытался получить на него патент в 1608 году нидерландский ученый Ханс Липпершей. Однако узаконить детище ему отказали. Известие о голландской трубе дошло до Венеции в 1609-м. Заинтересовавшись открытием, Галилей усовершенствовал его, хотя увеличение линз в его телескопе не слишком превосходило показатели телескопа Липпершейна. Галилео хотел запатентовать свое новшество, ему это тоже не удалось, но в историю именно он попал как изобретатель телескопа. Объяснить сию несправедливость можно лишь количеством открытий в области астрономии, которые сделал Галилей с помощью дальнозоркого прибора.

Реклама

5 ДЕКАБРЯ 1924: ЧУДО-РОСПИСЬ, СОЗДАННАЯ РЕВОЛЮЦИЕЙ

Возникло оно в селе Палех (Ивановская область, Россия), которое первоначально было собственностью князей Палецких-Стародубских. С прекращением рода в XV веке имение перешло в казну, а в 1628-м его пожаловали Ивану Бутурлину "за московское осадное сидение" — родственнику Бутурлина, чья массивная фигура красуется под киевской аркой Дружбы Народов рядом с гетманом Хмельницким. Сначала прославили Палех иконописцы. Очень быстро молва о тамошних умельцах докатилась до Москвы и их рекомендовали даже Гете в 1814 году, а затем и царскому двору. По легенде, в конце XVII века в царские иконописцы набирали людей из этих мест под нажимом приставов.

Иконописный промысел процветал здесь сто лет, пока не перешел в монастыри. Художники были вынуждены искать другой заработок. Некоторые пытались освоить сапожное дело, извоз, плетение лаптей, изготовление игрушек и посуды. В конце 1922 года художник Иван Голиков в московском Кустарном музее увидел черную шкатулку из папье-маше с многоцветной росписью, похожей на палехскую. Он решил и сам попробовать, после чего подобную роспись решено было поставить на поток с помощью бывших иконописцев. В 1924 году семь художников организовали в Палехе артель древней живописи. В 1925 году им аплодировал Париж, а Горький назвал искусство Палеха "одним из чудес, созданных революцией".

Реклама

7 ДЕКАБРЯ 1929: РОДИЛСЯ "ОТЕЦ" ВОВКИ И КАРЛСОНА

Советский режиссер-мультипликатор Борис Степанцев известен нам куда меньше, чем, скажем, создатель "Ну, погоди!" Котеночкин, а ведь благодаря ему были созданы любимые миллионами мультики: "Муха-Цокотуха", "Серая шейка", "Царевна-лягушка", "Необыкновенный матч", "Вовка в тридевятом царстве", "Петя и Красная Шапочка", дилогия "Малыш и Карлсон" и "Карлсон вернулся". Всегда с шуткой, неожиданными трюками, фокусами, нестандартными репризами, фразочками, перекочевавшими в повседневную жизнь. "Вы хотите, чтобы я весь голодный остался?", "Килька несчастная!". Изящно и празднично сделана им музыкальная лента "Щелкунчик".

Режиссер постоянно находился в поиске чего-то нового, его увлекали комбинированные съемки, нестандартные операторские приемы, кукольная анимация. В фильме "Только не сейчас" уживаются актер с рисованными персонажами, при создании "Песни о Соколе" он применил роспись по целлулоиду.

Реклама

Художник Анатолий Савченко так вспоминает о Степанцеве: "Бориса часто "заносило". Он был очень талантлив, ему хотелось успеть все. Его призвание — детское кино, из любой ерунды он мог сделать конфетку. Борис хватался за любую новизну. Его увлекали комбинированные съемки, какие-то нестандартные операторские приемы, потом он вдруг вообще переключился на кукол. Боря Степанцев умер, когда ему было пятьдесят с небольшим. По-моему, не выдержало сердце…"

8 ДЕКАБРЯ 1934: РОДИЛАСЬ КОРОЛЕВА-МЫМРА

Судьбоносный выбор: театр или опера будущей гениальной мымре из "Служебного романа" и величественной королеве из "Трех мушкетеров" Алисе Фрейндлих помог сделать отец, любимый всем Ленинградом немец-актер Бруно Артурович. Театральные подмостки были обожаемы Алисой с детства, но ее голос — редчайшее меццо-сопрано — тянул в консерваторию... Отец по-немецки практично и четко рассудил: "Что тебе делать в опере с твоим росточком? Ты же будешь, как муха на куличе! А в театральном пригодятся и твои музыкальные способности". Вот и пошла Алиса Бруновна в Ленинградский театральный институт.

Первые ее кинороли практически остались незамеченными, а дебют состоялся в 1958 году, когда ее позвал Владимир Венгеров на роль Зины Пичиковой в ленту "Город зажигает огни". Через три года ее пригласили в труппу театра имени Ленсовета, где она стала одной из ведущих актрис, играя в пьесах Шекспира, Арбузова, Брехта, Шоу. Вскоре Алиса Фрейндлих вышла замуж за художественного руководителя театра Игоря Владимирова, у них родилась дочь Варвара. На заре отношений Владимиров так охарактеризовал свою будущую жену: "Твой стиль — мальчишка-сорванец". И Фрейндлих следует этому стилю до сих пор. "Могу, конечно, купить роскошные серьги женщины-вамп, но они так и будут лежать мертвым грузом. Та же история с норковой шубкой. Она у меня в доме для того, чтобы моль кормить. Я же щеголяю в спортивной куртке и кепке, как настоящий Гаврош!" — призналась Алиса Бруновна в одном из интервью.

За полную самоотдачу на сцене и в кино дочка Варвара сравнивает маму с горячим утюгом. И сейчас в свои 70 лет трехчасовой спектакль Фрейндлих играет на одном дыхании. "Японцы для разрядки кукол бьют, а мы, русские, материмся. И я, хоть отец был немец с характером нордическим, бушуя перед премьерой, могу выразиться будь здоров! Потом сыграю — аж до седьмого пота", — признается актриса.