Неудача с Украиной научит Брюссель быть терпеливым – Financial Times

3 декабря 2013, 17:27
Для пользы Украины, независимо от того, что решено, должна быть предусмотрена временная договоренность, которая позволит сохранить баланс и с Россией, и с ЕС

Фото:lenta-ua.net

Вопрос далеко не решен, и более взвешенный подход необходим, пишет Мэри Дежевски, журналист Financial Times

Из всех возможных развязок саммита в Вильнюсе в прошлую пятницу, разжигание Оранжевой революции в Украине было, возможно, наименее ожидаемым. Литва надеялась использовать свое президентство в ЕС, чтобы  призвать Украину на путь к ЕС с подписанием всестороннего соглашения для либерализации торговли.

Реклама

Количество протестующих составляет более чем 100 тысяч человек, и это самое большое собрание людей со славных дней Оранжевой революции. Протестующие выступают против позиции президента касательно ассоциации, и настаивают на европейской судьбе Украины. Они столкнулись со слезоточивым газом и нападениями полицейских (Беркута). О многих пострадавших сообщалось  с обеих сторон. Но они не отступили спокойно.

Протесты не означают, что Украина объединилась из-за про-Европейских киевлян или за то, что господин Янукович и его правительство будут вынуждены подать в отставку.  Страна разделена из-за преданности западной и восточной ориентации, как это было начиная со времен независимости. Киев, оседлав  когда-то восток и запад, сейчас смотрит больше на запад благодаря своему новому среднему классу.

Протесты в этом случае означают, что для Украины, выбравшей путь на Запад, саммит в Вильнюсе не был безвозвратно проигрышным – и еще будет борьба. Это должно быть некоторым утешением для Брюсселя, который, казалось, отступил, чтобы заживить раны.

Реклама

Как бы то ни было, ЕС должен избежать ошибок последних месяцев. Когда Москва оказывает на Украину некоторое давление, для того чтобы Украина сделала решающий выбор между Евразийским союзом и близкими связями с ЕС (через Восточное партнерство), это происходит частично из-за бескомпромиссного языка Брюсселя. Является ли это отражением  незнания украинских реалий или того, что было слишком много других отвлекающих аспектов – от кризиса евро до  немецких выборов – пока не ясно. Настаивая на подписании Киевом соглашения, Брюссель требовал того, что всегда было трудно для Украины.

Причина не в том, что Янукович – про-российский президент. А скорее в том, что Украина еще не полностью лишилась постсоветской идентичности и советских экономических связей.  Есть трезвые аспекты личного интереса, поэтому сжечь мосты с Москвой сейчас будет опрометчивым решением. ЕС  не обязательно сможет возместить Украине то, что она потеряет в результате этого.

Предложение  Януковича касательно создания  трехсторонней комиссии – Украины, Брюсселя, и России – будет отклонено  ЕС. Приглашение России принять участие в данном вопросе означало бы, что Москва может влиять на решения ЕС, и что Украина – не окончательно суверенная страна. Об этом не может идти и речи.

Реклама

Прежде всего, темпы любых новых переговоров должны быть спокойнее, чем безумное движение туда-сюда последних месяцев. Может быть, даже стоит ждать очередных президентских выборов в Украине 2015 года, на которых можно поднимать европейский вопрос.  Для пользы Украины, независимо от того, что решено, должна быть предусмотрена временная договоренность, которая позволит сохранить баланс и с Россией, и ЕС. Время войны, когда Украина была трофеем, – закончено.